Не вижу смысла рассматривать второй сезон без спойлеров, да и вообще писать на неё "рецензию". Если вы не смотрели первый сезон, то начинать лучше оттуда. А если уже посмотрели, то должны и без рецензии были определиться - надо оно вам смотреть дальше или нет.
У второго сезона есть определённые проблемы, но то, что я слышал от других обзорщиков, сложило впечатление, что они копали не в ту сторону. Разумеется, мнение каждого нужно делить на коэффициент личного восприятия, а моё мнение может так же быть неверным. И всё же мне есть, что сказать по второму сезону, и очень хочется этим поделиться. Тем более, что я его сначала прочитал (а мангу читаю я редко), а уже потом просмотрел три раза - в субтитрах, в Анилибрии и в сильно запоздавшей Студийной банде.
И со временем я обнаружил, что второй сезон мне нравится даже больше, чем первый и полнометражка вместе взятые. Не торопитесь с выводами - я не говорю, что он качественнее. Первый сезон гораздо лучше производит первое впечатление, но там гораздо меньше таких событий, которые интересно пересматривать - большая часть оного посвящена тому, как автор торопливо пробегает большую часть этажей и рассказывает об устройстве мира. Ну, то есть основной контент - это изучение неизведанного, впечатление красотами и существами, изучение того, как Рико плющит от каждого проклятия Бездны, пока ей ещё можно подниматься. Второй же сезон обладает куда большим количеством таких событий, которые интересно пересматривать, подмечать что-то новое в поступках героев, в мотивациях и в том, что они желают сказать между строк. Но у второго сезона действительно есть проблемы с тем, чтобы произвести первое впечатление правильно.
Начнём рассказ о об арке "Золотого города" с чего-то хорошего. Графический стиль не просел ни разу со времён первого сезона, выдавая очень стильную чиби-картинку, и по любому скриншоту сериала ты мгновенно узнаёшь тайтл. Музыка Кевина Пенкина всё так же волшебна и способна удивить новыми треками, многие из которых отправились в мой плейлист. Шестой слой поражает воображение новыми фантастическими пейзажами и удивительными существами. Сюжет за 12 серий весь целиком происходит в Деревне Илблу и её окрестностях, но не ощущается затянутым (кроме последних двух серий) из-за возросшего количества сюжетных линий и действующих лиц.
Раньше герои постоянно ходили кучкой и решали одну общую проблему. Теперь сюжет разделяет наших героев на три дороги:
1) Рэг встречается с позабытым прошлым и неисполненными обещаниями, связанными с Фапутой... По сути, он нам рассказывает всё, что происходит вокруг Деревни Илблу, и почему её жители - "Плохие".
2) Рико, как нетрудно догадаться, занята изучением пространства внутри деревни Илблу, и узнаёт, почему жители поселения "Хорошие".
3) Наначи... окей, тут можно уже начать критиковать. Её не придумали, куда засунуть, поэтому ей дали довольно скучную и очень скупую сюжетную линию, которая, в принципе, как раз и нужна, чтобы вывести зайчишку из сюжета практически до самого финала. Да, очередное прощание с Митти обставлено достаточно эмоционально, но вызывает заслуженные вопросы о своей необходимости. Возможно, нам дают затравку к тому, что в далёком будущем Наначи снова совершит ошибку во благо своей почившей подруги.
Но тем не менее, наши герои разделились, каждый проходит свою сюжетную арку и требует отдельного хронометража сериала. Добавьте ещё к повествованию огромное количество флешбеков от Вуэко и Фапуты, и... я не понимаю, откуда у людей возникают претензии, якобы сериал сдаёт в динамике! Ну то есть, да, первые 4 слоя были преодолены за тот же хронометраж, что замечают многие, но они почему-то не хотят видеть, что об этих самых четырёх слоях и сказать-то толком нечего. Очевидно, автор проскипал их побыстрее, чтобы перебраться туда, где ему есть, что рассказать. И о Деревне Илблу у автора накопилось много всякого. Но послевкусие всё равно остаётся каким-то странным - заканчиваешь смотреть второй сезон разочарованным. Почему?
Ещё на последней паре серий я окидывал взглядом весь хронометраж и искал виноватых. Вот, самое начало сезона, где с порога у зрителя выбивают почву из-под ног, чтобы презентовать левых персонажей задолго до событий основной истории. Дав поболтаться на волнах в недоумении, нас возвращают в привычную хронологию, и троица друзей начинает изучать шестой слой.
Вот мы проходим в поселение, где нас встречают очень странные жители города с кучей фаллических отростков. А за пределами города гуляет Фапута, которая будет пенетрировать Рэга во все отверстия, включая пупок. Едва ли рёна-хентай способен всерьёз повредить сеттингу, где ещё сезон назад у нас на глазах препарировали и распихивали по консервам детей, но сеттинг явно взял себе курс на большую сексуализацию событий, нравится кому-то это или нет.
Заглядывая в мангу после 2 сезона, сексуализации станет ещё больше. Но и здесь привычное мясо никуда не делось. Мы сможем посмотреть и на торговлю частями тела, и на "уравнивание", и на "охоту", на то, как Фапута отдаёт частичку себя и на жуткое течение неизведанных болезней...
Предыстория Деревни Илблу (она же флешбек об Ирумьюй) - это определённо лучшая часть всего сезона, которая и поражает воображение, и шокирует даже на повторном просмотре. Но когда флешбек заканчивается... наверно, именно здесь и надо проводить черту, после которой сериал начинает разочаровывать. Отчасти это справедливо, а вот проблему нащупать уже тяжело, но мне кажется, у меня получилось.
Флешбек выдался слишком хорошим. Он на своём завершении такую сильную кульминацию, которая должна происходить в конце сезона, а у нас ещё пять серий впереди. И ни одна последовавшая за этим история не способна затмить собой те шокирующие события с Ирумьюй. Но она должна. Ты, как зритель, ждёшь ещё более сильной кульминации. Хотя бы настолько же сильной кульминации.
Если бы весь этот флешбек удалось уместить в 11 серию, многое в сериале бы выглядело ярче и опрятнее. Флешбек знакомства Рэга и Фапуты прямо блекнет на фоне трагедии Ирумьюй. Резня в деревне с кучей смертей кажется логичным разбором полётов, а не дичайшей экзекуцией, коей задумывалась. У сериала есть огромная проблема со структурой и последовательностью событий.
Чёрт возьми, смерть Габуруна происходит раньше, чем нам покажут знакомство Габуруна и Фапуты - кто так вообще сознательно поступает?! Лишь после его гибели нам покажут, через что эти двое прошли, как друг другом дорожат, и насколько сильно его жертва должна повлиять на "Бессмертную принцессу"! Для сравнения, абсолютно аналогичная по своей сути сцена - смерть Митти в первом сезоне - сделана совсем в обратном порядке. Сначала флешбек, потом трагичная потеря. И ощущения принципиально другие. Хотя концептуально оно могло бы выжимать слёзы ничуть не меньше. Как и многие другие моменты.
Я абсолютно уверен, что сюжетные арки второго сезона отличные и могут вызвать у зрителя немало отклика, если их упорядочить по другому. Но мангака нарисовал их именно так, а режиссёр аниме-адаптации либо не заметил проблем, либо не посмел как-то вмешиваться в порядок повествования, чтобы не навлечь на себя гнев фанатов. Тем более, что рисоваться аниме-сериал начал вроде как раньше, чем закончили рисовать арку "Золотого города" в манге. Я точно помню, что уже мелькали первые трейлеры на момент, когда манга всё ещё была в онгоинге.
Но структура - не единственная проблема сериала, есть ещё антагонист. Безумный пророк в виде концепта выглядит очень круто и любопытно. У него имеется яркая харизма и персонажа отлично прописали. Во Флешбеке есть несколько потрясающих сцен с ним, а его циничное спокойствие прям пробирает.
Но, наверно, такому герою не место в "насущных" событиях, в реал-тайме. Он тут просто не работает, как антагонист, хотя во флешбеках ему это вполне удаётся. Большую часть времени в текущих событиях его "антагонистичное влияние" преподносится в виде эфимерного мозгового штурма. Наначи активно размышляет, пытаясь разгадать его злодейский план, затем главные герои делают... абсолютно всё то же самое, что делали бы и так, чтобы просто выжить. По сути, конфронтации с антагонистом не происходит совершенно. Он просто есть, у него просто есть злодейский план, и план заключается в том, чтобы надеяться на авось, который, к его сожалению, не случился.
Абсолютный максимум его агрессии - он проложил тропинку для существ, которые устроили резню в золотом городе. Но даже это подаётся как-то вяло, постфактум, и без должной харизмы. Если бы он тропинку не проложил, монстры всё равно бы нашли способ проникнуть внутрь города через образовавшуюся дырень. Вазукян просто не делает ничего для поражения главных героев. Не возникает такой клишированной, но столь необходимой встречи с антагонистом, где герой в лице Рэга или Фапуты бы такой: "Я остановлю твой злодейский план!" или "Отомщу за всё, что ты сделал!". Ну или, если мы обращаемся непосредственно к плану Вазукяна, нужна сцена, где Наначи отдёргивает Рико: "Стой! Не делай этого!"
По итогу обесценивается всё. Обесценивается флешбек, в котором нагнетали тяжёлые взаимоотношения Вуэко и Вазукяна. Обесцениваются долгие аналитические измышления Наначи, которая вернулась в сюжет много серий спустя аки рыцарь в сияющих доспехах... и всё равно не делает почти ничего значимого, лишь разбрасывается пафосом и обещаниями, что у Вазукяна есть злодейский план, который нужно остановить. Обесценивается конфликт Фапуты и Рэга, потому что пока Рэг валялся в отключке, предмет их конфликта сам собой выпиливался.
К сожалению, к последней серии ты подходишь, болезненно ощущая, как тебе обесценили практически весь случившийся сезон, и далеко не сразу находишь виноватых. Битва Рэга и Фапуты непосредственно в процессе выглядит потрясно. Они харизматично швыряют друг друга по локации, временами на них накатывают флешбеки их знакомства и призраки прошлого... Лично меня пробирает то, как Рэг вспоминает все свои взаимоотношения с "Бессмертной принцессой", как его захлёстывает чувство вины, за то, что он всё это забыл и как будто бы предал. Или как сама Фапута шокированно понимает, насколько Рэг изменился, что он нахватался европейских ценностей на поверхности Бездны и теперь называет полнейшей глупостью те самые королевские манеры, которые когда-то хвалил, которым Фапута выучилась ради самого Рэга, даже не ради Габуруна, а ради Рэга.
Но блин, катарсиса у битвы не происходит - его не смогли придумать. Просто стравили пар в момент, когда создали ощущение, что бочка во что-то бахнет от превышенного давления. По сути, это чеховское ружьё, в которое вложили два патрона, а выстрелили только один.
А вот какое ружьё не стреляет вовсе - так это взаимоотношения Вуэко и Джуроймо. Последний много издевался над девушкой в детстве, нам даже показали часть его пыток. Воспоминания о Джуроймо оказались столь сильны, что Ирумьюй воплотила его в деревне в качестве защитника... И что? Вуэко никак не сталкивается с Джуроймо, мы просто имеем это как факт и характерообразование. Вуэко не повезло с приёмным отцом, он её много мучал, а потом защищал деревню Илблу. Больше эта информация ни для чего не нужна, никакого развития не получает - драться с Джуроймо будут сначала Рэг, а потом Габурун, но ни тот, ни другой не скажут: "Это тебе за Вуэко!"
Добивает общие впечатление от картины финал, развязка - та самая попытка автора завершить все начатые линии, не придумав для них ни одного действительно звонкого катарсиса. Вуэко умирает от проклятия шестого слоя потому что... отцепилась от отряда и пошла сама не знамо куда. Суть действия проклятия шестого слоя мы уже видели, кстати, ещё в первом сезоне на флешбеке Митти. Вазукян тоже умирает сам по себе. Все побочные персонажи растворяются в воздухе или добровольно скармливают себя Фапуте, дистилируя её наслаждение местью. Даже Фапута в самый последний момент не присоединяется к отряду героев, поэтому персонажи завершают сезон абсолютно с тем же, с чем и начинают... Разве что Прушка апнула пару левелов после апгрейда у кузнеца.
Во-втором сезоне чувствуется сумбурность, как будто автору не хватило времени проработать порядок событий, додумать все выстрелы из ружей, которые могут выстрелить, и убрать со сцены те, с которых стрелять некуда. Он торопился и развешивал на стене вообще всё оружие, что попадалось под руку, изначально ожидая, что сможет их нормально потратить, а в результате их пришлось виновато снимать и прятать под ковёр. Да, я понимаю, что между первым сезоном и вторым прошло целых пять-шесть лет. Но этого всё равно оказалось мало - на автора прям давили сжатые сроки, и куча оборванных линий, плохая структура, неудачный порядок повествования и нереализованный потенциал многочисленных чеховских пушек прямо указывают на эти проблемы. И я перечислил далеко не все ружья, что имеются в сюжете.
Тут есть момент, где Наначи прощается с Белафом, а чуть позже возвращается в повествование снова с ним же, словно автор передумал. Есть существо с фаллосами вместо рук, которое разорвали на части, а чуть позже оно возвращается в сюжет в целости и без хоть каких-то объяснений. А знаете, для чего Фапута отказалась присоединиться к отряду? Я думаю, потому что у автора была ещё одна идея, которую он не придумал, как реализовать, а отказываться уже было поздно, ибо манга вышла в продажу. Поэтому первое, что происходит в следующей главе после событий второго сезона - Бессмертная Принцесса присоединяется к отряду. Таких моментов много, и если бы манга выходила раза в два медленнее, возможно, этих проблем удалось бы избежать.
Поэтому третий сезон случится ещё не скоро. Автор сильно сбавил темп рисования после завершения арки Золотого города, и дай бог, чтобы новая глава выходила хотя бы раз в полгода. И это ещё одна проблема самого сериала. По сути, перед автором имеется два стула, и оба намазаны чем-то неприятным. Он может выпускать главы либо быстро и плохо, либо хорошо и медленно. И такой же дамоклов меч висит над третьим сезоном Бездны, который либо выйдет настолько плохим, что окажется никому не нужен, либо выйдет настолько поздно, что окажется никому не нужен. Хотя кто знает - может, фанбаза не разбежится за десяток лет. Вон, "Re: Zero" всё ещё живо и готовится выпустить третий сезон, хотя казалось бы, уже все поставили её на полку рядом с "Нет игры, нет жизни".
Не вижу смысла рассматривать второй сезон без спойлеров, да и вообще писать на неё "рецензию". Если вы не смотрели первый сезон, то начинать лучше оттуда. А если уже посмотрели, то должны и без рецензии были определиться - надо оно вам смотреть дальше или нет.