Рецензия к аниме «Евангелион»

Saya
, 465 просмотров
0
Посмотрел я эту вашу «Еву», притом не по собственному желанию, а вследствие заключенного пари. Смотреть, прямо скажем, боялся, один лишь шмат жанров, составляющий 13 штук, половина из которых для меня табуирована - чего стоит, ну и не стану отрицать, что крайне равнодушно отношусь к любому проявлению мехи, это мягко говоря, а ее тут в достатке. Однако все оказалось не так однозначно и прямолинейно. Оговорюсь сразу: никаких разборов, гайдов и объяснений сюжета я не искал, а льющуюся, как из рога изобилия информацию - воспринимал в формате "as it is". Посему имею просьбу к ярым фанатам или лютым ненавистникам сериала, которые по случайному недоразумению или посредству миссклика попадут сюда: я никоим образом не хочу никого обидеть, тем более не желаю насадить собственную точку зрения. Все нижесказанное - лишь оценочное и аналитическое суждение отдельно взятого странного человека, которое, скорее всего - на корню ошибочное.

Image

В качестве вступления - хотелось бы выделить несколько занятных вещей:
1. Музыкальная тема опенинга;
2. Отношение зрителей к сериалу и их четкое разделение на подгруппы;
3. Год производства;
4. Анно Хидэаки.

Начнем по порядку. Трек Cruel Angel's Thesis знают многие, кто так или иначе хоть немного, но имеет в плейлисте что-то восточно-азиатское. Причем это необязательно должны быть опенинги из аниме, он будет лезть в рекомендованное даже при прослушивания современного K-Pop и J-Rock. Для меня, бесспорно, это самая узнаваемая музыка, характеризующая аниме вообще в целом, глыба и классика. Да, звучит уже не так современно и сочно, но всегда же есть альтернативы:
  https://www.youtube.com/watch?v=J_ReKWk8k38
Забавно, что кроме опенинга, с которым я был знаком задолго до просмотра и который прочно обосновался в моем плейлисте - больше никакой музыки из сериала мне не запомнилось, совсем.

Теперь к зрителям. Как обычно - всегда читаю комментарии под тайтлами после просмотра, дабы как-то скорректировать впечатление от увиденного с мнением общества. Так вот, это первый раз, где настолько явно вырисовывается 3 типа зрителей, границы между которыми видны невооруженным взглядом:

1. Всепониматели. Люди очень широкого кругозора, разбирающиеся буквально во всем, в том числе в многочисленных религиях, мифологии, психологии и тому подобном. Их профессиональные навыки мгновенно меняются в зависимости от тайтла. 95% популяции этой касты, перед тем как все понять - провели не один час на Ютубе, тематических бордах и форумах в поисках экспертной информации, предположений и различных гипотез. После завершения поглощения информации - все поняли, о чем с гордостью заявили, не забывая упрекать остальных в том, что они неучи.
2. Ничего не понял, но очень интересно. Более массовая группа, хоть в комментариях представлена меньшинством. Является объектом внимания и жертвой первой команды, иначе зачем вообще они потратили столько времени на поиск информации?
3. АскоРей спорщики. Насчитывает самый массовый состав участников, не вдается в подробности, не байтится на споры первых двух лагерей, не особо интересуется сюжетом и его нюансами в принципе. Главный вопрос, интересующий ребят - кто сасней: Аска или Рей. Ну или кто кого больше бесит.
4. Огмунд.

Image

Особенно обращу внимание на этот задизлайканный комментарий, потом поймете, почему автор, по моему мнению - оказался не так уж и далек от правды, как мне кажется:

аниме для "нетаких" псевдо-депрессивных девочек


И подобный разброд масс вполне понятен. «Ева» - не современный хайповый сериал, в котором все понятно серии с 1-2, он не создает общего однозначного впечатления лишь за счет шаблонов, сдобренных богатой сакугой в многочисленных боях, восхитительной рисовкой и безграничным геройством главных действующих лиц, которые обязательно победят зло. Я не большой любитель "старой школы" и произведений 90-х, но сабж, очевидно, абсолютно не укладывается в нынешние рамки и реалии. Он чрезвычайно лирический, философский и сложный для понимания в принципе. Если вы встретите человека, который скажет, что досконально понял все нюансы «Евы» без помощи зала и с первого раза - плюньте ему в лицо, он лжет. А потом бегите, бегите, чтобы вас не догнал, потому что это как минимум было невежливо с вашей стороны.

Сериал действительно базируется на огромном религиозном и мифологическом пласту, даже само название как бы намекает. Кумранские рукописи, интерпретации Адама и Евы, грехов, зарождения и конца жизни, при этом он не забывает затронуть и банальные вещи, такие как отношения отцов и детей, непонимание окружающих и желание быть хоть кому-то нужным, ну или вообще - быть (привет, Рей). Все это достаточно мастерски упаковано в формат 14-летних детей, которым, естественно, предстоит спасти мир от неизбежно надвигающегося конца света, а вернее - зарождения нового. И я бы пошутил о том, что японские дети - уникумы-универсалы, могут спасти всех от всего, эдакие швецы, жнецы и на дуде игрецы, но не буду, потому как именно здесь они уместны. Я про детей. Несмотря на то, что в сериале (и тем более в фильмах) упор действительно идет на роботов, безумные технологии и большое количество драматичных боев - все это лишь дополнение, придающее еще большую уникальность сериалу и делая его намного многогранней, нежели сотни и тысячи ему подобных.

Итого мы имеем дичайше взрывоопасную смесь, в которую авторы предлагают нам вникать: сюжет всецело движется вероучением и мифами и на него не может повлиять никто, даже главный герой. Любителям экшена сполна показывают человекоподобных огромных роботов, управляемых людьми, огромное количество всевозможной техники будущего, разнообразных передовых систем и прочего киберпанка, что является откровенной ширмой и просто красивой и масштабной картинкой, никак, по сути, не влияющей хоть на что-либо. Ну и на закуску - человеческая психология, которая движется пусть и не такой яркой, но заметной линией сквозь весь сериал, получая полноценный взрыв в последних сериях. Ну и еще, тысяча извинений, но... Будет вагина, вырастающая во лбу, без шуток.

  Image

Image

Некоторых может испугать год премьеры, 1995, на минуточку. Конечно, восприятие у всех разное, но мне кажется, что бояться нечего, даже в 2024. В следующем году сериалу исполнится 30 лет, а графика немногим уступает некоторым современным работам. Потрясающе передан масштаб и апокалипсис, в том числе и его "подготовка". Действие разворачивается в далеком будущем для 95-го года, аж в 2015-м, оттого очень интересно наблюдать, как люди того времени представляли себе то, что их вскоре должно ожидать. Некоторые вещи выглядят архаичными: кассетные плееры, телефоны-раскладушки... Но некоторые вышли по-настоящему футуристично и завораживающе. Огрехи, конечно, имеются, но они больше относятся к логической составляющей, впрочем - избавиться от подобного смогли лишь единичные тайтлы, а когда дело заходит до фантастики - от этого и вовсе никуда не деться. 

Фоны, да и сеттинг в принципе - сильно превзошли свое время, с персонажами получилось похуже. Причем почему-то больше всего досталось Синдзи, главному герою. Зачастую у него перекашивает лицо и создается впечатление, что произошло кровоизлияние в мозг с последующим частичным параличом. Остальные мужские герои от него ушли недалеко, кроме, пожалуй, Кадзи, но там ошибиться было нельзя, потому как он является настоящим потаенным альфачем и крашем. Впрочем, это все не так важно, нежели придирки к мехе. Возможно я предвзят, конечно, так как не перевариваю данный жанр, но добрая половина Ангелов выглядит как минимум странно и потешно, а основные действующие орудия, непосредственно Евангелионы - слишком стандартно. То же касается и битв, вроде далекое будущее, технологии дошли до того, что города могут уходить под землю, а главным боевым арсеналом все так же остается финка НКВД от кизлярских мастеров. А где безумные лазеры, технопушки, волновые пулеметы и вот это вот все? Не ясно...

Image


А еще удивительно, почему в жанрах есть все, что только можно, но нет "этти". То, как обнаженка показана тут - занимает куда больше, чем в "тематических" произведения подобного толка, где кроме кажущихся резиновыми, пардоньте, блестящих бидонов, ярких труселей, показанных как бы "случайно" по 10-20 раз за серию и откровенной похоти и пошлости - нет ничего притягательного. Я от «Евангелиона» ждал всякого, но точно не легкой эротики, при этом стоит признать, что выглядит она весьма неплохо, без излишнего разврата и откровенности.

В общем - сериалу можно простить многое, просто учитывая его достопочтенный возраст. Даже формат изображения 4:3. Для тех времен он, наверняка, был настоящим фурором и безусловно качественным и красивым продуктом. Но это касается графики, а что до остального? Хорошее ли это аниме? Прекрасное. Оно великолепно уже тем, что оно, как минимум - крайне неординарное. Стоит ли смотреть? Все зависит от вас. Точно нет, если единственное, что вы желаете - это увидеть меху, их схватки и бум-бум-бум. Сериал вообще не про это и не об этом, такие люди, скорее всего, будут огорчены происходящим. Сюда же и любители романтики, драмы, ценители человеческих отношений, их развитий и развитий персонажей в целом. Подобного тут навалом, но проникнуться действом не получается из-за очень высокого порога входа, потому создается стойкое ощущение, что ты чего-то упустил и, вроде, видишь на экране страдания, но не до конца осознаешь их истоки, видишь на экране свершения и проявления силы воли - но не совсем понимаешь, чем они вызваны и обоснованы. Это оставляет некую опустошенность. Любителям же сложных сюжетов, тем, кто любит порыться в себе и в интернете в поисках ответа, кто предпочитает умеренный артхаус и безумие средней прожарки - залетит. 

Что до меня - то ощущения крайне двоякие. Признаюсь, что я мало что понял до конца. И это ощущение давило до последних серий, где прошлые непонимания превращались в снежный ком и лишь усиливали некое отторжение и желание разобраться в происходящем при все новых и новых сюжетных вызовах. При этом я ясно осознаю, что это действительно шедевр, особенно на фоне тех бездушных однодневок, которые, в основной массе, клепаются сейчас, где мальчик на протяжении 24 серий мычит нечто несвязное, хочет взять девочку за руку, постоянно краснеет и потеет. А затем этот сблев еще и на 3-4 сезона растягивают. Однако последние серии «Евы», которые выглядят крайне сильно вырванными не только из контекста, но и из общей стилистики вообще - подтолкнули и меня на поиски. Но не потаенных смыслов, деталей и нюансов Кумранских свитков, Евангелие тоже читать желания не было, интересовало другое: первоисточник и его автор.

Знакомьтесь, Анно Хидэаки, известная и культовая личность:

Image


Иногда можно встретить фразу, в том числе и на Ямми - относительно «Евы»: "лучше почитать мангу", намекая на то, что уж там то точно все по канону и по полочкам. Но увы, я, как опытный любитель визуальных новелл (прошел полностью одну) - заявляю: манга - не канон, а сценарий к оригинальному сериалу писался задолго до ее выхода, где главную роль играл именно Анно Хидэаки, впоследствии ставший и режиссером сериала, а также участвовавший в переиздании: тех самых четырех фильмах, в которых происходит смесь оригинала и дополненной, современной истории. И я не собираюсь утомлять вас деталями биографии данного человека, ограничусь лишь несколькими фактами:

- У Анно Хидэаки было очень непростое детство и трудные отношения с отцом;
- Анно Хидэаки на момент написания сценария, да и во время съемок сериала, по многочисленным источникам информации - пребывал в глубочайшей депрессии и имел признаки психологических, а возможно и психических отклонений.

Профит!

Художник всегда, когда рисует - рисует себя.
В глазах его портретов отражаются его собственные.

Поэтому не пытайтесь понять «Еву». Не пытайтесь выудить один единственный смысл, который все объяснит. Теорий много, а "настоящими" принято считать те, которые залайканы больше других, но количество лайков - не означает, что это истина. И никогда не пытайтесь понять больного человека, особенно если сами не испытывали ничего подобного (ваша "депрессия" из-за пары по алгебре - не депрессия, а позерство, а черные ногти и растекшаяся тушь на лице, фото с которой вы потом будете пихать в Инстаграмы - не более, чем хайп). Я вовсе на этом не настаиваю, я просто так считаю. Считаю, что хорошо, когда в неком произведении - каждый сможет получить личное понимание происходящего, сделать личные, какие-то уникальные выводы и прийти к собственному пониманию происходящего. И плевать, если оно неправильное. И пусть мое изречение будет ложным: возможно, что сериал уже давно разложен на логические атомы в различных вики-фэндомах, возможно даже, что сам автор в каком-нибудь интервью рассказал все, что пытался заложить в него, выудив и продемонстрировав народу настоящий и неполживый смысл. Я, как уже говорил, не искал подобной информации и желания искать не имею. Просто потому, что если все станет очевидно - то и сериал оскудеет, потеряется та нотка недосказанности и толика уникальности, а зрителю останется наблюдать лишь за яркими роботами, которые режут друг друга ножами во имя глобальных амбиций взрослых.

Именно поэтому я зацепился взглядом за тот комментарий, который приводил выше цитатой. Написан он, конечно, резковато, но общая суть понятна: аниме не такое, к которому многие привыкли. И его индивидуальное понимание, вероятно, будет целиком зависеть от вашего нынешнего эмоционального фона и настроения на данный момент. Для кого-то это веселые пострелушки роботов, для кого-то - симпатичные девочки, окружающие главного героя, а для кого-то - более глубинные понимания и сопоставление проблем Синдзи или Аски - со своими. И это, как мне кажется, здорово и разносторонне.

Вот так вот просто я стал соответствовать всем трем группам зрителей, о которых писал выше. Насадил собственное мнение о смыслах (ошибочное), мало чего понял в самом сериале, а из Аски и Рей я выбрать не могу никого. Потому что мой выбор:

Image


- Ля ты крысаааа, полчаса рассуждал о личном восприятии сериала каждым, а о своем не сказал ничего!


  В сериале я вижу изуродованные детские души, которые должны решать глобальные хотелки взрослых (вполне себе мотивированные). При этом, несмотря на их геройства - они остаются детьми и хотят обычных, житейских вещей: поговорить с отцом, пожелать, чтобы люди вокруг перестали тебя ненавидеть, просто чтобы похвалили и сказали доброе слово. Каждый переживает это по своему: кто-то пытается быть во что бы то ни стало первой везде и во всем, кто-то замыкается в себе и уходит в глухую защиту от внешних раздражителей. Однако главным героем все же является не Аска, Мисата или Рей, а Синдзи, следовательно - и внимания его раскрытию куда больше. И в последних сериях происходит тот самый взрыв, внутренняя борьба личности с имеющимися слабостями и пороками, успешная попытка принять самого себя таким, каким являешься на самом деле. Диалоги из 25 и 26 серии, невзирая на все их кажущееся безумие - погружают нас ни во что иное, как видения самого Синдзи, в его голову, из чего можно сделать осторожный вывод, что все происходящее до этого - было такими же видениями, ну, или фантазиями ребенка, считающего себя никому не нужным и никому не важным, как больше удобно. Флешбек же из обычной жизни - есть реальность, все остальное - вымысел. И именно эти фантазии, придуманные им самим - ломают его стереотип, который вынашивался все 14 лет: "я могу стать таким, каким захочу". Примерно то же видно и в альтернативной концовке, но в другой, более жесткой интерпретации: удар, уничтоживший человечество произошел (или нет и это лишь первозданный вид планеты при ее создании) и Синдзи остается на берегу вместе с Аской. Он все еще считает, что его ненавидят, тем более Аска, которая неоднократно говорила ему это в лицо и, проводя аналогию с 25-26 сериями, борясь с собственной депрессией и принимая собственное утверждение о ненужности - пытается избавиться от единственного человека, который его окружает, тогда никто не будет его ненавидеть, никто не будет над ним смеяться, ведь он останется совсем один. Выбор очевиден: убей - и настанет конец, оставь - и продолжи жизнь. Выбор Адама мы все знаем. А что до Евы? Так в 25 серии, на вопрос: "а что же она хочет на самом деле" - следует прямой ответ: "не хочу быть одна!". Что имеем? Рождение новой жизни в масштабе двух отдельно взятых людей, которые и жить то до этого не хотели, хоть еще и не начали. Они смогли прийти к пониманию, что все можно исправить, принять свою боль, слабости и страхи, отринув их. А вот Мисато это сделать не смогла, судя по ее отсутствию в кадре. Как и Рей, которая не смогла стать человеком и жить без приказов, оставшись лишь искусственно выведенной копией, ну или воплощением Икари Юй (насколько я понял).

Помимо сериала - существует еще и дополнение в виде полнометражных фильмов, всего их четыре, плюс один мини-эпизод. Лучше, полнее и короче всего происходящее охарактеризовал красноречивый комментатор:

В общем есть оригинальный сериал и куча высокобюджетных попыток выжать еще бабла


Если в двух словах - то они весьма неплохи и крайне зайдут любителям экшена, стрельбы, драк и всего подобного, но сюжет далек от оригинала. Причем если первый фильм почти в точности пересказывает начало оригинальной истории, то последующие - все дальше от нее отдаляются, но, бесспорно, тоже имеют и подтексты, и смыслы и собственную сюжетную линию. Здесь куда больше динамики и зрелищности, причем такой, что порой дух захватывает, куда больше невероятного и уместного 3D, коего от фильма к фильму становится все больше и порой только его и видно на экране, но пропала там самая изюминка, которая была в сериале. Красиво, дорого, богато, на этом все. Зато добавляются новые мехи, новые корпорации зла и добра, новый пилот, а также куча моментов, как в заключительной полнометражке, где команда движется на межгалактическом пространствопоглощающем корабле и мехвод, после очередного попадания - говорит: тима раков, опять мид слили, репорт
- Господин капитан! Мы больше не выдержим прямых попаданий! Инфа 100%! 
А следом происходят не одно, не два, а сотни пробитий, но, оказывается, мехвод лгал и все нормально держится.
А еще Рей там похожа на Виолетту Эвергардовну, правда без майора.
Ну, такое.

Image


Оценок просмотренному не будет, извините.
За внимание спасибо :)

Комментарии
↑ Наверх