Рецензия к аниме «Вершина хаоса»

Saya
, 222 просмотра
0
Вершина хаоса. Красиво звучит, не так ли? Вот только уже на опенинге задаешься вопросом: а почему так? Ведь даже гуглопереводчик интерпретирует "сhaos head" никак иначе, как "голова хаоса". Машинный перевод можно преобразовать в привычное нам "хаос в голове", но с первых серий приходит понимание, что перевод недостаточно точный и следует придерживаться мнения, что имелось в виду "беды с башкой", "шизофрения", "поехавший" и другие варианты. Так и запишем.

Я буду максимально избегать сюжетных спойлеров, но даже если бы я этого не делал - вы бы все равно ничего не поняли. Потому терять решительно нечего, кроме своего времени.

Предисловие

Я подошел к просмотру тайтла слишком легкомысленно и первый десяток серий откровенно держался за голову, стремясь не сойти с ума и не рассмеяться, разбудив соседей. В аниме используется набившая оскомину технология, когда в начале серии зрителю рассказывают краткое содержание предыдущих эпизодов. Прием из посредственных ситкомов с закадровым смехом на шутки, уровень которых ниже средних. Так и тут, правда, без какого-либо акцента на юморе, его тут практически нет. И вот где-то за экватором сериала, все так же пребывая в непонимании - я зацепился за один из таких пересказов, который назвать кроме как болезненным - никак больше нельзя, притом болезненным он кажется не только в отрыве от общего посыла, но и для восприятия человеком, осилившим предыдущие серии. Отсебятина имеется, каюсь, но выглядит она гармонично в данном случае:

Здравствуйте. Я Нисидзё Такуми.
Произошло страшное! Началось еще со средней школы! Как произошло - я не знаю. Ну, как-то вот так. На меня внезапно напала она! Она оказалась гигаломаньяком. Кстати, я тоже оказался гигаломаньяком. Затем я внезапно напал на дворника, и он тоже оказался гигаломаньяком. На кого бы я не хотел напасть - все, черт их дери, были ими! Сушит. Страшно сушит. Спаси меня, Рими... Злодеи повсюду. Злодеи должны разрабатывать, неважно что. Внезапно они разработали Ноя-2. Ноя-1 они тоже разработали, но история об этом умалчивает... Она потеряла мать и сестренку. Кто? Неважно. Остальные не теряли ничего, кроме разума и здравого смысла, просто тусуются по-фану неподалеку. Я решил сходить домой. И я сходил. Но. У меня не было дома. Я решил сходить на работу. Но я удаленщик. А дома нет. Это конец.

Настоящая наркомания, тяжелая, непереносимая, удручающая, пугающая. Крайне трудное для восприятия творение, которое сходу осилит либо невероятный фанат Science Adventure, либо человек, заблаговременно озаботившийся о своем ментальном состоянии разными методами и приемами, вследствие чего ему вообще все равно, что происходит на экране, какой смысл ему пытаются донести и кто он вообще такой.

ImageТут ничего не происходит, листай дальше

В общем - это совсем не восхитительный «Читерский навык из другого мира» или какая-нибудь «Хоримия», это намного, намного хуже. Подумав так серии к 8-9 - я отчаялся, но дальнейшее развитие событий вселило надежду, что, возможно, не аниме плохое, а мой уровень общего развития в целом далек от его понимания. И что я сделал? Да, пошел поглощать его заново. С первой по двенадцатую серию. И знаете, все не так уж и плохо, как может показаться. Это достаточно продуманное, отчасти глубокое и невероятно, буквально давящее своей атмосферой творение, которое сегодня встречается не то что бы часто. Если вы из тех, кто теряет самоконтроль от большого количества символов в тексте - подведу итог заранее и распрощаемся: посмотреть вполне себе можно. Это вовсе не шедевр, конкретно зацепиться и восхититься глазу не за что, да, но вещь интересная, несмотря на среднюю оценку и отзывы. Она странная, она может отторгать, но по итогу - весьма целостная и интересная история как минимум.

Эти SciAdv - кто они?

Проще говоря - "научные приключения". Серия визуальных новелл от 5pb и Nitroplus, в первую очередь заточенных на так модную нынче метафизику, пытаясь если не все, то многое ей объяснить. Тщетно, правда. В нее входят:

Chaos; Head;
Chaos; Child;
Steins; Gate;
Robotics; Notes;
Occultic; Nine;
Anonymous; Code.

Несмотря на громкую вывеску - игры, как и сериалы, снятые по некоторым из них - используют изрядную лженаучность, обернутую в кокон метафизики, авторитет которой сильно подорван появлением огромного количества "последователей" с Ютуба и прочих социальных сетей, превратив данную науку в банальную попсу, где тусуются, в основном, любители научпопа. Суть проста: берутся реальные работы и учения, такие как "бесконечный цилиндр Типлера", "море Дирака" и сотни других, большинство из которых существуют лишь в гипотетической плоскости и их применения в реалиях - под большим вопросом. На них накладывается некое невероятное действие или происшествие, испытываемое главным героем, которое, по сюжету, оправдывается этими самыми учениями, обосновывая происходящее всему вышеперечисленному. Обосновывает, зачастую, так себе, но хоть как-то. Возникшие дыры приходится затыкать сказаниями о материях, вакууме и прочем, дабы максимально сгладить заведомо сюрреалистичное повествование.

Фанаты SciAdv привыкли объединять все вышеописанные произведения - в одно, называя это никак иначе, как "вселенная". Признаю, что видел только 3 из 6 работ по данной франшизе, также допускаю, что мог чего-то не понять, как обычно - глубинного и потаенного, но никакой вселенной я не заметил и близко. Ни перекликающейся, ни самостоятельной, но связанной. Разве что события развиваются в Японии и они непросты для понимания, а главные герои имеют некий уникальный скилл, особую силу, недоступную другим. По такой же логике можно называть и «Школу-тюрьму» одной вселенной с «Хлебоманки!», ведь в обоих сериалах присутствует школа и школьники. В комментариях под «Вратами Штейна» есть даже полная хронология просмотра. Так вот, просто смотрите то, что хотите и даже не думайте как-то обвязывать названые там сериалы под что-то общее, кроме одного разработчика и неслабого уклона в околонаучные заскоки.

ImageСерия Science Adventure

Важно еще раз упомянуть, что SciAdv - не аниме, а мультипликация - лишь побочный продукт относительного успеха серии игр. Где-то экранизация получилась на высоком уровне, как в тех же «Вратах Штейна», а где-то, как в «Chaos; Head» - спорной, мягко говоря. Так что раз уж вы захотели познакомиться с этими историями - я вам советую начинать именно с визуальных новелл, если подобный формат поглощения информации для вас актуален, они априори намного более масштабны и скрупулезны, нежели любая из адаптаций, снятая по ним. А еще просмотр ВН раскрывает скрытое умение: можно везде писать "не канон" и быть довольным собой.

Chaos; Head

Будь ты богом, а твои вымыслы — реальностью, какой бы она стала?
Влекомой чувствами? Лелеющей деспотию? Погрязшей в насилии? Или...

Это первая проба пера небезызвестных в будущем 5pb и Nitroplus, дебютировавшая в 2008 году. В главной роли выступит, как это ни удивительно - школьник старших классов, зовут его Нисидзё Такуми и по мере продвижения сюжета - он будет неимоверно страдать, несмотря на то, что ему завезут даже подобие гарема. Типичный отаку, помешанный на онлайн играх, просмотре аниме и коллекционировании фигурок любимых персонажей, на которые, по его же словам - злостно и безудержно "фапает". Ненавидит и откровенно побаивается 3D мир, предпочитая проводить максимум своего времени в двухмерном. Ведь в нем он - не забитый худосочный закомплексованный подросток 17-ти лет, с трудом разговаривающий с людьми, на которого все смотрят с насмешками и непониманием, а самый настоящий герой, паладин 50-го, максимального уровня, собравший 90% всех редких предметов в ESO, вымышленной MMORPG. Уважение, любовь, почтение и трепет - вот то малое, что испытывает Таку, когда следит за своим игровым персонажем, Нeйдхартом. И все бы так продолжалось, если бы не чьи то глаза, наблюдающие уже за самим Нисидзё, незримое присутствие которых он чувствовал на своем затылке уже давно.

Сериал выглядит экспериментально сразу, начиная с опенинга, в котором зрителей будет ждать, внезапно, много спойлеров. Они некритичные, ведь без них понятно, что в творении не про гарем - этот самый гарем не будет собираться ради фансервиса или шуток, а имеет определенную и понятную цель. Но до опенинга придется насладиться еще и флэш-форвардом, что в аниме вообще редкость. Несмотря на это - не спешите опускать руки и добавлять тайтл в список брошенных. Ему есть чем похвастаться, несмотря на объективный неформат, странности и нестыковки.

ImageГрустненький Нисидзё-кун в образе L из «Тетради смерти», если бы он был лишен сладостей

И если вы привыкли к тому, что события в большинстве аниме сериалов вас захватывают с первой, максимум второй серии, а далее сценаристы должны просто сохранять интерес к происходящему вплоть до концовки, подогревая его различными арками, то в случае с «Chaos Head» - забудьте об этом. Более половины экранного времени - вы, возможно, вообще не поймете, что происходит и к чему ведется повествование. А скорее всего - такое ощущение останется с вами и после финальных титров. Как говорится - добро пожаловать в визуально-новельный ад. Кому-то он покажется ничем иным, как тягучим и липким киселем, который насыщает за 30 минут, а затем просится назад, а кто-то найдет плюсы и достоинства в таком темпе, которые там и правда имеются. Однако, безусловно, многое будет натурально напоминать бред сумасшедшего, а встречающиеся на пути девушки, окружающие главного героя и арки с ними, призванные, казалось бы, прояснить и объяснить ситуацию - лишь добавят еще большего тумана, окутав им все, что только можно. О котором, впрочем, больше и сказать то нечего без откровенных спойлеров.

Ужасное аниме

Тут много непонятно, странного и нелогичного, но главный бич - цензура. Это основной камень, который прилетел от меня в экранизацию. Картину пришлось согласовывать целых два раза, прежде чем выпустить на экраны. При этом удивление вызывает то, что история видела прокат и куда более кровавых вещей, однако в «Chaos; Head» этот аспект снижен до абсолютно возможного минимума, если сравнивать с первоисточником. Да даже если не сравнивать - это бросается в глаза. Причем интересно другое: назвать первоисточник жестоким, кровавым или ужасным - язык не повернется. Да, там куда более ярко описаны убийства и их последствия, в куда больших красках и подробностях, там сильнее чувствуется бессилие, апатия, безысходность и доведение до крайней степени отчаяния главного героя, но не более того. Получается, что режиссер хотел уйти подальше от откровенной депрессии, которую может вызвать история, но получилось не очень. И в тот момент, пока сценаристы творили, переписывая оригинальные сцены - они слишком увлеклись процессом, иначе объяснить многие моменты просто невозможно.

Чем выше порядковый номер серии - тем больше сюжет отходит от оригинала. Это можно было бы объяснить необходимостью сжать некоторые арки, дабы уместиться в формат 12 серий, но ведь реальность буквально кричит о другом: ребята умудрились зачем-то добавить того, чего в визуальной новелле не было вовсе, даже в зародыше. И это нечто - растянется примерно на 20% сериала! Уникальные, как показалось Исияме Такааки сцены - выглядят полностью провальными, как по мне. Они ничего не объясняют, ничего не привносят и не добавляют чего бы то ни было в общее восприятие. Притом потерялись действительно ключевые эпизоды, которые даже в статичной видеоигре удалось неплохо и драматично передать, да хотя бы сцена с башней O-Front и недосягаемым мечом. Зачем, для чего и почему? Загадка.

Чего стоит только сцена с безумным экскаватором, которая оторвана из общего всего: сюжета, цветов, атмосферы и просто темпа. Я уж не говорю о том, что даже сама концовка видоизменена во славу ничему, притом извратив ее более, чем на половину - она каким-то чудом осталась каноничной, удивительно. 
  Разумеется, если не учитывать, что за основу взята не основная, а дополнительная, альтернативная концовка, где все хорошо и все довольны. Ведь в аниме не должно быть плохо!

ImageЗнакомьтесь, "экскаватор-берсеркер". Он плохой. Фу таким быть.

Хорошее аниме

Все, о чем я писал выше - не иллюзия, это факт. Однако отталкиваться от него могут лишь те, кто знаком с первоисточником, о котором в двух словах будет немного ниже. Обычный обыватель, которому все эти визуальные новеллы с бесконечным кликаньем мыши - как собаке пятая нога - даже не заметит подвоха ни в экскаваторе, ни в рое каких-то мух, досаждающих друзьям-товарищам, ни в сказаниях о реках, да и много в чем еще. Они это примут за чистую монету, хоть и без удивления не оставят, потому что уж слишком странно выглядит многое. Так сделал и я, потому что ознакомление с произведением начал именно с сериала. И знаете что, не стоит сильно акцентировать внимание на этих вещах, какими бы безумными они ни были. Да, обидно, ведь могло быть лучше, но и так получилось весьма неплохо. Неплохо - именно в моем личном понимании, человека, далекого от фанатичности по SciAdv и рассматривающего «Chaos; Head» в формате "просто еще одного аниме", без всех этих вселенных, канонов и прочего.

Несмотря на то, что сериал выдался крайне тягучим, довольно трудным для понимания и восприятия, с очень медленным развитием событий и низким порогом общей динамики - он показался мне интересным. Иначе я бы не пошел проверять, настолько ли визуальная новелла лучше адаптации (спойлер - не на много). Сам по себе сюжет, хоть и крайне безумный, отчасти маразматичный - но он есть, притом представляется весьма крепким и фундаментальным, последовательно обрастая новыми подробностями и ключевыми действиями персонажей, которые хоть и не особо ярко прописаны, но умело двигают историю к завершению. Тут и завязка, и непонимание, и какой-никакой экшен, который завершается логической кульминацией с неплохим финалом. Да, он далеко не гениален, до шедевра - бесконечно далеко, но то, что есть - выглядит целостно, собрано и, прямо скажем - неплохо.

Куда больше вистов я отдам атмосфере. Тут получилось прям отлично. Чувства, испытываемые действующими персонажами - реалистичны и правдивы. Когда осознаешь, что вообще смотришь и о чем это - начинаешь не слабо так проникаться всей той безысходностью и отчаянием главного героя. И пусть он до последней серии выглядит типичной тряпкой и нытиком, но что вы ждете от человека с его складом характера? Потому все весьма реалистично, а главное - дотошно передано до зрителя. Боль, ужас, страх, одиночество, переходящее в тотальное и черное-черное безразличие и смирение. Аниме, определенно, одно из лучших в данном аспекте из тех немногих, что я видел до этого. Мощно, респект.

Image
Таку в поисках здравого смысла

Ну и, конечно же, визуал. MadHouse постарались. Мне вообще импонируют аниме из 2000-2010 годов, они какие-то более живые, естественные, что ли, вместо стерильной рисовки - зачастую уделяется куда больше времени и сил на отражение эмоций, деталей, куда ярче выглядят микромоменты, а мимика и движения - пусть и несколько деревянные, но не гиперболизированные, из-за чего принимаются легче. Так и тут, внешка, прямо скажем, не выделяется и звезд с неба не хватает, но она очень хорошо гармонирует с той самой атмосферой, о которой было сказано ранее. Последующее продолжение в лице «Chaos; Child» - лишь доказывает лично для меня данную теорию. Там графика стала куда современней, но притом одновременно превратилась в какую-то шаблонную, конвейерную, хоть и общее качество изображения, несомненно, выросло значительно. Вот только, как мне кажется, вместе с этим потеряло и одушевленность.

Закончить с достоинствами хочу опенингом. Сам по себе он неплох, только каждый раз кажется, что у Аясы вот-вот вывалится глазное яблоко после подмигивания, но не суть. Трек к видеоряду исполняет Itou Kanako, впрочем, она же звучит и в ВН версии. Через 3 года россыпь ее композиций порадует многих в «Stein; Gate».

Визуальная новелла - канон?

Вопрос риторический, то есть не требует ответа. Разумеется, что канон. Но в середине текста я обмолвился, что она не многим лучше аниме, даже учитывая все мои придирки к последнему. Почему? Потому что степень затянутости там увеличивается просто в разы. Если сперва ты проникаешься диалогами (которых, к слову, не много) и размышлениями Такуми (их вагон с тележкой) - то потом тебя это начинает раздражать. Во-первых, из-за самого характера героя, сплошное нытье, самобичевание и просьбы его спасти - льются бесконечным потоком, будто шумный водопад. Во-вторых, эти рассуждения крайне растянуты, притом необоснованно. К примеру: одно действие или явление - может быть описано два, три, пять раз, просто разными словами и разной интонацией. Прохождение занимает 30 часов, что бесконечно много для такого не сильно раздутого контентом произведения, как «Chaos; Head».

Сюда же можно добавить и катастрофический недостаток динамики, минимальное количество кат сцен, которое не позволяет в полной мере насладиться моментом, если это можно так назвать. Я совсем не фанат визуалок и, возможно, это норма, но мне хотелось бы больше динамики. Это же касается и тех редких диалогов, которые встречаются при прохождении: персонажи никак на них не реагируют, вернее они не реагируют на то, что происходит, просто стоят в одних и тех же стандартных позах, никоим образом не обыгрывая происходящее, открывают рот при разговоре и без устали лупают глазами. В какой-то момент они так надоедают, что хочется выбрать из предложенных вариантов что-то вроде: убить их всех. Но такого варианта, очевидно, не предоставляется. Более того - вариантов прохождения не предоставляется в принципе.

ImageТаку в окружении фей

Весь интерактив, если можно так выразиться - заключается в том, что игрок может выбирать лишь иллюзии персонажа, которые он будет представлять в своем воспаленном мозге. Иллюзии могут быть положительные или отрицательные. Для ленивых есть еще один вариант: встать в АФК и остаться в реальности. Тем более, что ваш выбор никак не влияет на финал, он будет одним и тем же при любых обстоятельствах, что лично не вяжется с моим представлением о визуальных новеллах в целом. Рассматриваемую игру и вовсе можно было бы назвать "кинетической", но все же альтернативная концовка, которая, к слову, и представлена в аниме - имеется, а чтобы ее добиться - придется проходить все снова. Спасибо, не надо. Ну и да, еще можно откиснуть посреди прохождения, но это единственное развлечение, которое подарит вам творение, например.

Несмотря на это - новелла, конечно, куда полней, логичней и понятней, нежели ее адаптация. Многие арки видоизменены, а некоторые и вовсе отличаются, в том числе и большая часть того, что предвещает концовку. Так что, конечно, она лучше аниме, бесспорно, но есть нюанс: все зависит от того, что вы выберете для поглощения первым, аниме или игру. Вне зависимости от выбора - альтернативный продукт воспринять будет куда сложней, тем больше он будет казаться затянутым и раздражающим. Во многом именно этим я обосновываю и низкую оценку под тайтлом, и отзывы под плеером, ведь многие стали смотреть адаптацию уже после прохождения игры, получив, естественно, ожидаемый негативный опыт. Не будь новеллы - дела у сериала были бы точно лучше. И наоборот: не будь сериала - количество скучающих после него за пролистыванием визуалки оказалось куда меньшим. Впрочем, это мое частное мнение, в котором я на истину, как всегда, не претендую нисколько.

Новелла: 8
Сериал: 7
Общая: 7.5, округляем в большую сторону, получаем 8. 
Нелогично? А кто говорил о логике? Я - точно нет 🤗

Небольшой бонус для самых терпеливых из прохождения:
   
Image
Image 



Итоговая оценка:
8 / 10 очень хорошо
Комментарии
↑ Наверх