Это вторая часть обзора, первая по ссылке - https://yummy-anime.ru/reviews/282
Умрёшь — начнёшь опять сначала И повторится всё, как встарь:
Часть вторая. Арт-Хаус.
Серия 7. Вавилон. Абсурд. Надежда.
Новая серия открывается собранием огромного числа школьников в дрейфе. Они нашли Нагару и знают, что это из-за него создаются миры. В общем порыве гнева возникает желание судить его. Так, по его душу отправляется один из персонажей – летучая мышь. Его сила – это переворачивать все с ног на голову.
Интересно, что именно летучую мышь отправляют судить Нагару. С объяснением силы все понятно, мыши висят вниз головой, а это любимое занятие этого человека (даже прозвище в школе дали), поэтому и силу он получил переворачивающую мир, для него он постоянно перевернут. Но почему именно суд? Полагаю, Нацумэ не брезгует отсылками и к современной культуре, а у нас есть один персонаж, который связан с летучими мышами и самосудом над преступниками - Бэтмен.
Почему они нашли Нагару только сейчас? Как видно на заднем плане, это уже 601344 собрание, если взять за основу, что они собираются раз в месяц, то они уже в этих мирах, примерно, 50 тысяч лет. А Нагара всего год. Та самая разница в течении времени. Переместились они одновременно, но из-за такого физического эффекта сильно разминулись.
Еще один интересный момент. В серии будут говорить о так называемых «битниках». Слово выбрано вряд ли случайно. Все-таки оно существует в языке.
Кто такие битники? В американской культуре 1940-ых – 1950-ых годов, это люди, которые создали все то, что после расцветет в поколении беби-бума 1960-ых – 1970-ых годов. Битники были творцами: писатели, художники, поэты, музыканты, даже идеологи этого течения. Бунтари, нонконформисты, контркультурщики. Фанаты буддизма и социалистических взглядов, свободы и демократии.
В отличие от тех, кто все это унаследует, битники – это очень творческие и необычные люди. Особенно удивляет, что они несли столь прогрессивные вещи в 40-ые годы консервативной Америки. Получается, что это своего рода культурная элита. И после, их вклад был внесен в массовую культуру поколением хиппи. Сейчас, в какой-то мере, мы живем наследием их убеждений. Начиная от музыки, одежды и заканчивая политикой. В аниме, именно эти люди, стоят во главе огромной группы школьников в дрейфе.
В это время наша группа разбивается на 3 части. Одна уходит с Асахадзе и Аки. Другая – с Хоси. А те, кто был предан Нагаре, так и остаются с ним.
Стоит задуматься, в каком состоянии находятся герои, прочувствовать это. Аниме не давит на чувство абсурда и апатии, но представьте. Ваша надежда на возвращение – мертва. Что делать в этом мире? Ради чего жить?
Поэтому все и цепляются за лидеров, у которых есть какой-то взгляд на мир и решение их проблем.
Маки и Мидзухо помирились и обсуждают дальнейшие планы. Ямабико замечает, что другие школьники (из других временных точек), находятся в таком же положении, как и наши герои. Только времени у них ушло, гораздо больше. Конечно, вся власть у наших героев, они могут свободно ходить между мирами.
У Нагары сила, у Асахадзе тоже, у Хоси – артефакт. А что имеют другие школьники? Сколько они шли к таким успехам? Возможно, тысячи лет. А мы тут менее года.
И, к слову, про экономию денег на рисовку анимации. За время всей этой сцены, а это секунд 10. Весь задний план со школьниками – статичен. А они там ящики несут, но все на одном месте…
В другой сцене, Раджани занимался исследованием колонии муравьев, но товарищи не оценили. Нагара забирает ферму и решает выпустить муравьев на свободу. Радж расстраивается, но вместо того, чтобы его успокоить, Нодзоми предлагает оставить его одного.
Это первый момент, где мы наблюдаем, что Нодзоми в полной прострации, а Мидзухо очень удивляется этой перемене. Нодзоми всю серию будет ходить вдвойне потерянной в сравнении с остальными. Мало того, что дома нет. Так она в том мире еще и умерла. Опыт смерти, наш главный экзистенциальный опыт. Он наполнен самым глубинным из наших страхов, страхом неизвестности.
Нодзоми только что с ним столкнулась. Ее случай необычнее остальных. Чаще всего человек сталкивается с собственной смертью, когда серьезно заболевает. Мысли о том, что это все не шутки и ситуация крайне серьезна, приходят в мозг довольно быстро. А она буквально умерла, шок и ступор, все, что она сейчас испытывает.
Нагара, отправившись выпускать муравьев, история которых не заканчивается, попадает в ловушку. Открывает глаза он в новом мире – Башня Вавилона. (На картинке вид снизу)
В чем суть этого измерения? Все как в мифе. Для забывших/не знавших – напомню.
Эта история рассказывает о людях, строивших великую башню вплоть до небес, зачем? Чтобы достичь бога? Они возомнили себя равными ему? Нет, они просто хотели домой. Из-за грехопадения Адама, Бог выгнал людей на землю, где все проблемы и начались. Люди решили вернуться в рай, отстроив башню, но Богу не понравился данный план, и он разделил людей на разные языки, строители перестали понимать друг друга и разбрелись кто-куда.
Что в нашем аниме? А все также. Ребята строят башню, чтобы найти дверь в рай – свой старый мир. Разумеется, они ничего не найдут и все это понимают. Тут мы переходим к другой части человеческого бытия – абсурду и надежде.
Что вершит судьбу человечества в этом мире? Некое незримое существо или закон, подобно Длани Господней парящей над миром? По крайне мере истинно то, что человек не властен даже над своей волей.
Если не забивать свою голову платоническими радостями, то чего мы в конечном итоге хотим? Смысла. Ответов. Мы не можем что-то делать, если это не имеет смысла. Если это никому не нужно, если этого никто не ценит. Все философские учения, все религиозные догматы отвечают на вопросы о смысле. Почему мы здесь? Что нам делать? Для чего?
Главное, что пробуждает в человеке чувство абсурда — это безрезультатность жизни на фоне очевидного конца. Поэтому большинство людей предпочитает об этом не думать, ведь страшно представить себе перспективу, которая отбросит тень на всю твою жизнь.
Это и есть вопрос о смысле. Когда вы осознаете абсурд, это накладывает свой отпечаток на все. Законы, мораль, человеческие радости и привычки. Вы начинаете смотреть на все, как бы со стороны. Удивляясь, как многое воспринимается данностью. Но главное, при осознании бессмысленности, это вопрос – зачем мне жить? Размышления на эту тему и главный философский вопрос разобраны в «Миф о Сизифе» под авторством Альбера Камю.
Но помимо осознания абсурда и его принятия, есть другая дорога – надежда. Надежда, по своей природе, столь же удивительна, как и абсурд. Как минимум, отношением к ней в разные времена и в разных культурах.
В христианстве – это одна из трех добродетелей. В буддизме – одно из заблуждений на пути к просвещению. А у греков, надежда – единственное, что осталось на дне «ящика Пандоры», что дает простор для интерпретаций.
Наши герои мало отличимы от Сизифа, их работа — это бесконечное ношение каменных блоков вниз. Вниз они их носят, потому что это верх на самом деле, мир перевернут силой летучей мыши. С одной стороны, внешней – герои абсурда, с внутренней – только надежда их и спасает. Это и есть основное испытание для Нагары, поддаться ли он общему пути? Променять ли возможность действовать самостоятельно на веру в счастливый конец?
Футацубоси является другом для Нагары в том мире. Он рассказывает к чему они стремятся и сам разрушает реалистичность этой затеи суровой действительностью. Но вместо ясной цели, он оставляет призрачную надежду. Ей и живут все те, кто находится здесь много столетий. Вавилон – обитель надежды, а обитатели этого мира, лишь муравьи.
С муравьями параллелей очень много.
Их выпускал Нагара, перед тем как попал сюда.
В этом мире едят насекомых, что делают муравьи в реальности.
А Футацубоси был съеден гусеницами, которые на острове выглядели вот так и питались насекомыми.
А в мире Вавилона они становятся вот такими.
Переход от Раджа и муравья к главным героям –
И сам Футацубоси, однажды, называет их всех муравьями.
Бессмысленный труд в бессмысленном мире, чтобы построить башню, идущую в ад. (На картинке вид сверху)
Но Нагара — это не герой абсурда, он задает вопросы, которые не приходят в голову остальным. Для всех - неважно куда строить башню. Никто не верит в результат. Но Нагара это делает, чтобы попасть домой. Для него результат важен. Он хочет узнать, почему они несут камни вниз, ведь это башня, логичнее строить ее вверх. Сколько лет ее уже строят. Как и в серии про бейсбол, зачем что-то делать, если нет смысла?
Также он себя ведет, когда они с Футацубоси идут искать «падающие звезды».
- Зачем искать, если их может не быть? Это ведь легенда —спрашивает Нагара.
- Да и не важно, если мы ее не найдем – отвечает Футацубоси – Главное, что мы пошли ее искать.
Не важно, что и зачем ты делаешь, просто делай, вновь говорят Нагаре.
Как красиво Нацумэ одной и той же позицией раскрывает Нагару с разных сторон. Нагара не прикладывает усилий, если он уверен, что результата не будет. И в серии про бейсбол – это воспринимается как слабость. Но сейчас, он не будет прикладывать усилий, чтобы строить башню, а в данных декорациях – это бунт. Одно и тоже отношение выливается в разный результат в зависимости от окружения.
Конечно, пропажу Нагары заметили и его друзья. На поиски отправляются лишь Мидзухо и Ямабико.
Нодзоми все еще потеряна из-за произошедшего, а Радж увлекся изучением фауны. Когда Мати спрашивает Нодзоми, не нужна ли ребятам ее помощь в поисках, она говорит, что от нее мало толку. Что, снова, удивляет людей, знающих ее. Ведь Нодзоми — это главный двигатель всей первой половины сюжета.
После, и группа Хоси покидает этот мир. За ним пошло много последователей.
Тем временем, Нагара понимает, насколько бессмысленно то, чем они занимаются. Он еще не настолько отчаялся, чтобы выбрать надежду без явного результата. Он хочет пробовать самостоятельно выбраться из этих миров. Он решает идти за всех, кто не смог и находит ответ на загадку Вавилонской башни переворачивая мир.
Выходя на вершину (самый низ) башни он встречает мышь.
Нагара принимает на себя ответственность, но не вину. Он понимает, что это все из-за него. Но с другой стороны и благодаря ему. Весь мир построен на том самом «эффекте наблюдателя», пока Нагара глядит на эти миры, результат предрешен. Но как только он перестанет, все это превратится лишь в вероятность. Об этом и говорит летучая мышь, объясняя причину оправдательного приговора.
Вернувшись из Вавилона, Нагара узнает, что Радж решил их покинуть, отправившись в путешествие.
Тут хочется задать вопрос, мне это показалось странным. Возможно вопрос индийской культуры, не знаю. Но при прощании каждый обнимается с Раджем.
Нодзоми.
Мидзухо.
Нагара.
И тот самый кадр из начала моего повествования.
Радж обнял лишь Нагару. Притом, как видно из кадра, сам предложил объятия. Интересно, почему такая реакция? Он очень сдружился с Нагарой? Хотя по всему аниме, я бы не сказал, что сильнее остальных. Видимо, это много именно для Раджа, ибо он ни с кем больше не сошелся. Оставляю на суд читателей.
И что важно, Радж передает Нагаре гаджет – комок обезьяньей шерсти.
Предмет совершенно бесполезен и носит символический смысл. Он приятно пахнет и этот запах невозможно никак вывести. Таким образом Радж желает Нагаре оставаться везде и всегда неизменным.
После отправления, Радж, уподобляясь Нодзоми, ломает 4 стену и глядит на нас. Я долго думал, куда он может смотреть, но так ничего и не нашел.
Ушедший вначале серии Асахадзе добирается до нашей компании и предлагает идти с ним, в первую очередь Нодзоми, остальным за компанию.
Но Нагара глядит в тетрадь с описанием суперсил. Если в 3 серии мы видели, что самый крутой там Асахадзе –
То теперь… Три S Асахадзе затмеваются четырьмя S Нагары.
Нагара верит в свои силы и намерен вернуться домой. У него нет четких перспектив, он не знает, как вернуться обратно, да и реально ли это. Он просто ищет свой путь, как и хотела Нодзоми. Видя, что Нагара смело выбирает свою дорогу, Мидзухо идет с ним, а Нодзоми все еще не понимает, что ей делать. Как она может вернуться назад, если она там умерла? Поэтому она идет с Асахадзе.
Серия 8. Ямабико. Кодама. Война.
Это самая тяжелая в эмоциональном смысле и с точки зрения понимания серия.
Весь сюжет посвящён воспоминаниям Ямабико, а начинается с того, что ребята хотят послушать, как тот стал собакой. Серия носит самую длинную музыкальную тему в аниме. Примерно 10 с половиной минут – тема Ямабико. И это единственная серия в аниме, где нет привычного эндинга, а заканчивается все под эту же тему.
Но прежде, я хочу выделить момент из самого начала этой серии, где Мидзухо учит Ямабико исполнять трюки. Он выполняет все, кроме одного – притвориться мертвым.
Это реакция на воспоминания, связанные с очень загадочным персонажем, который появляется в этой серии. Такое оружие носил Война, и когда в него Мидзухо стреляет из «пистолета», Ямабико не очень хочет «умирать».
Так как повествование кидает из начала в конец, то лучше пройти по порядку, а не как было в серии.
Начнем с имен. Ямабико и Кодама — это два духа в японском фольклоре. Кодама – древний дух дерева. Форма его не понятна, это может быть девушка, старик или как они появились у Миядзаки – маленькие человечки. Но это старый образ, который, помимо нижеописанного феномена, отвечал еще и за сохранность леса.
Ямабико – более «молодой», горный дух.
А общее между ними одно. В старые времена, многократное эхо в горах вызывало страх и удивление. Физические явления можно было объяснить только мистикой. Поэтому считалось, что на твой зов отвечает дух – либо дух дерева Кодама, либо горный дух Ямабико. Так как Кодама слово постарше, то оно и стало носить значение «эхо» в японском языке.
Прямой связи с аниме никакой, а это все для общей эрудиции. Чтобы такие вещи не только японцы понимали, но и мы. Связь персонажей показана уже на уровне имен, что мы и увидим в аниме.
Итак, хронология рассказа Ямабико. До встречи с Кодамой и ребятами, он путешествовал по разным мирам.
Как это может делать человек, у которого нет сил связанных с пространственным перемещением? Он может воплотить физически то, что у тебя на сердце. Но создать мир, как Нагара и даже перенестись в уже существующий мир, как Асахадзе, он не может. Зато, он может «создать» свои миры у себя в голове и сделать их «реальными». Это очень сложно представить, но давайте попытаемся.
На протяжении всей ветки Ямабико, а это 5 тысяч лет, он не сделал ни шага. Все это время он лежал в одном дереве, символ Кодамы, выделю этот момент, и спал.
Так, это дерево выглядело в мире событий группы Кодамы.
А так, на нашем острове, где Ямабико спал, все эти годы.
Синий огонь там был всегда и с правилами острова он не связан. Это чувства Ямабико, воплощённые его силой.
Физически – телом, находясь в одном мире, он создает другие миры, полные боли и отчаяния.
Он бесцельно идет по ним, не видя смысла и ни о чем не думая.
Но созданные его силой миры, реальны для остальных. Тут, как со сном Брахмы, он спит, и ему снимся мы. Меняет ли это что-то для нас? Становится ли мир менее реальным? Нет, пока он спит, мы есть.
Так он идет по своим мирам, и в один момент, засыпает. Через много-много лет, его находит Кодама, в мире, который станет для них началом и концом. Сцену пробуждения Ямабико мы рассмотрим позже, а пока, Кодама восстанавливает то самое дерево в этом мире.
И тут стоит побольше рассказать именно про нее.
Кодама –
Второй персонаж с голубыми глазами и вторая отсылка на Христа в аниме. Помимо, воистину христианских качеств, уподобляющих ее Богу. Сила ее, не менее божественна. Она обладает возможностью управлять всем физическим – «М-сила». Это отсылка к М-теории, о которой я уже упоминал, теории всего.
Даже логично, что человек обладающий силой, объясняющей всю физику мира, является одновременно и отсылкой на нашу религию.
Она – защитник и проводник своей группы. Спасает каждого и помогает всякому, возрождает все вокруг себя. Как говорится: «Счастья для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженный».
Пройдемся по всем отсылкам.
Первая из них, как раз пробуждение Ямабико в этом мире. Очень похоже на крещение.
Странная книга, на которой сделан акцент, судя по объему, похожа на библию.
Встречи ребят происходят в здании похожем на католический собор.
Белые голуби.
Превращение воды в суп.
Трапеза 12-ци. Правда, без главной персоны.
И если нужно было бы распять себя, чтобы спасти остальных, Кодама пошла бы и на это.
Теперь нужно вспомнить и о Ямабико до его превращения, каким человеком он был?
Я бы сказал, что Ямабико – это Нагара, который смог сбежать. Он предпочел уйти от класса и отправиться в путешествие одному. Каким бы тяжелым оно не казалось, для него сложнее оставаться вместе с одноклассниками. Как мне кажется, над ним сильно издевались. Когда его принимает Кодама, он думает, что это все неправда, подвох. Не могут люди к нему относиться хорошо. Поэтому, первая его реакция – сбежать. Очень похоже на действия главного героя.
Но Кодама единственная, кто может найти его везде. И найдя, она доказывает, что ее намерения чисты. Так, Ямабико превращается из человека, который никому не верит, в человека, который готов на все, ради нее. Конечно, потому что влюблен. Но и потому, что это его первый друг.
Они проживут вместе, я полагаю, очень много лет. Он будет рассказывать истории, а она будет просить показать места этих событий. Но Ямабико не хочет уходить, зачем? Его путь наконец-то окончен, здесь он проведет целую вечность… В покое и комфорте. Без вызовов себе, без трудностей. Сбежав и найдя свою обитель.
Но в нашем мире так не бывает, нельзя убежать от своих проблем. Они всегда настигнут тебя, хоть и в другом виде.
В продолжении этой мысли, я вижу определенную параллель с романом «Прощай оружие» Эрнеста Хемингуэя. Структура нарратива, конечно, различна, но смысл един. Герою романа удается дезертировать с поля боя, но его настигает не сама война, а все самое плохое, что она несет. Смерть и потери. Так и у нас. Ямабико сбежал ото всех проблем и невзгод мира, но они нашли его в куда более страшном облике.
Мирное существование прерывается появлением Войны.
Так как в этих мирах нет случайных людей, то нужно понимать, что Война – это такой же школьник, как и все остальные. Однако, это делает его персону только загадочнее.
По его поведению, во время разговора с Кодамой, видно, что он такой же подросток, который хочет общаться и дружить. Но он настолько оторван ото всех, что не может этого сделать.
Может показаться, что он абсолютный психопат, который ставит себе целью – убийство. И больше всего он хочет, чтобы это кто-то оценил. Восхитился им. Такое встречалась у многих преступников, которые хотели славы. Ты можешь быть самым лучшим вором, но кто о тебе знает, если тебя никто не поймал?
Не понятно, действительно ли он кого-то убил или просто пытается хвастаться этим, как ребенок, считающий, что это поступок достойный славы. Я даже не уверен, что он убил кого-то в нашей истории. Нам не показали мира, где он делал то, о чем рассказывал. Единственное, что я увидел при просмотре, так это, наверное, самого одинокого и несчастного персонажа всей картины.
И только говоря об этом герое я хочу отметить дубляж. В русском, он шикарен, только совершенно мимо. Он крайне зловещ и коварен, а в оригинале, он простой, как две копейки. Возможно, нашим показалось, что актер оригинала не доиграл и нужно помочь. А мне кажется такой план и был. Война, очень прост и добродушен, он не несет с собой никакого коварства и угрозы, поэтому, воспринять его как несчастного парня в разы легче, чем у нас. В нашем языке выходит, что он злой гений. Контраст в его эмоциях очень отчетлив и понятен.
И вот написав этот абзац, я подумал, а как будет выглядеть серия через восприятие оригинала? Открытие двоякое. В русском варианте все гораздо страшнее и жестче, чем в японском. И я очень рад, что это тут случай, где я решил смотреть в дубляже и отринул просмотр в оригинале. Я даже удивлен, что они так… слабо озвучили. Наши ушли в драму куда глубже. Хотя поверьте, японцы умеют. А тут... реплики, диалоги, все как-то по-детски, играючи. Не чувствуется тоски, грусти, трагедии. Благо наша классика на этом собаку съела и, если нужно показать полное опустошение, так его покажут. Глядите на русском языке. Но это касается именно героев этой серии. Война, Ямабико и Кодама – в русском, предстают в другом свете, нежели в оригинале.
Итак, мир начинает покрываться кроваво-красными кристаллами, природа которых непонятна нашим героям.
Что важно, эти кристаллы начали уничтожать весь мир, а не только его обитателей.
Наша всемогущая Кодама не понимает, что ей делать. Ее сила не может исцелить ребят, которые медленно, но уверенно начинают погибать.
Никто из них не может ничего изменить и им остается лишь верить, что всех спасет Она. Кодама попала в патовую ситуацию, как ей быть? Она спрашивает совета у Ямабико, и раз за разом получает один и тот же ответ: «Ты права. У тебя все получится. Ты все делаешь правильно».
Апогей своих чувств он воплощает своей силой, сам не осознавая этого. Он хочет вечно быть рядом. Хочет показать, насколько он предан и насколько он в нее верит.
Кто самый верный друг человека? Кто готов на все ради него? Кто никогда не бросит и не подведет?
Таков путь, что проделал Ямабико, превратившись в известного нам героя.
Почему Кодама проявила к нему интерес? Потому что Ямабико, не из плохих намерений, а из самозащиты, подчеркивает ее минусы. Ведет себя агрессивно по отношению к ней, подозрительно. Кодаме это нравится, и как мы увидим дальше, ей понравился и Война, ведь он единственный, кто назвал ее отвратительной.
Почему Кодаме нравится такое отношение к себе? Она устала казаться идеальной. Она простой человек. Но из-за ее силы, ответственности, и просто приятных качеств, она стала для всех божеством, идеальным человеком. Мы рады найти себе такого кумира, на их фоне мы просто люди, а они в наших глазах святые, которые должны играть эту роль.
Ямабико попадает в ту же колею, что и остальные, становясь ослепленным ее идеальностью. Он перестает видеть в ней человека. А Война, как и Ямабико в начале, высказывается прямо, не смягчая углов и радует Кодаму. Чуть позже, она сама сравнит их.
Но время шло, ребята погибали один за одним, мир умирал, а Ямабико все ждал свершений от Кодамы, ибо все еще не осознавал, что исправить произошедшее может лишь он.
А теперь, два извечных русских вопроса, что делать и кто виноватъ?
Катастрофа началась с появления Войны. Но, как он признался Кодаме и Ямабико, он не единственная причина. Он лишь принес: «Еще один мир – искусство шрамов».
Я вижу произошедшее так. Единственное, что сделал Война – это появился. Всю остальную работу проделал Ямабико.
«Еще один мир», о котором говорит Война, это его внутренний мир - пустой мир, полный боли. И Ямабико, превратил его внутреннее состояние во внешнее разрушение. Кодама не могла изменить этого, а сам Ямабико не мог убить этим себя, ведь для него – это сон, и смерть в нем недоступна.
Когда Война рассказывает о том, почему Ямабико не заразился, он поясняет, что эту катастрофу вызвало явление за пределами этого мира. Полагаю, он говорит о физическом теле протагониста, именно оно – «носитель силы», а ей, он совершил все это. Поэтому, было достаточно «разрушить скорлупу» и выйти из этого сна, чтобы всех спасти, а на это был способен лишь Ямабико.
Можно ли считать Войну виновным в этом? Мне кажется, нет. Если кто и мог все исправить, то это человек, который в погоне за эскапизмом зашел слишком далеко.
Ямабико все понял очень поздно, он уже ничего не мог поделать. Все погибли один за одним. Свою финальную мотивацию и мысли, Ямабико разъяснил сам, поэтому повторяться не будем.
Финальный кадр с обещанием великолепно обыгран, что только усиливает драматичность момента. Кодама хочет, чтобы Ямабико пообещал ей на «мизинчиках», но у героя их уже нет.
Собака – символ преданности, не может совершить чисто человеческое действие и пообещать. Ямабико досмотрел этот фильм до конца и вышел в свет, только когда все кончилось в том мире, но началось у нас, в конце 2 серии.
Закрывается серия двумя вопросами, которые адресованы героям сериала и зрителям. Почему на что-то мы решаемся, а на что-то нет? Изменится ли что-то со смертью Бога?
Серия 9. Nyamazon. Близнецы.
В этой серии, Нагара и Ямабико уходят на второй план, а акцент перемещается на Мидзухо, ее котов, Асахадзе и Нодзоми. В центре истории будут близнецы.
Начнем с котов, так как мы услышим их голоса в первый и последний раз. Они раскроют свой взгляд на многие вещи и тут есть о чем поговорить.
Напомним кто из них кто.
Справа – Тора. Он «делает заказ», т.е. достает предмет из нашего мира. В центре – Сакура. Она копирует предмет в нужном количестве. Слева – Ген. Он доставляет предмет в миры главных героев. Их общая сила и называется -Нямазон.
Эта надпись есть на коробках, которые доставляет Ген.
Раз именно коты занимаются копированием предметов в эти миры, то и всех школьников создали тоже они. И тут встает один из главных вопросов – зачем? Если бы этого хотела Мидзухо, то вопрос был бы уже к ее мотивации, но это была не ее воля. Коты решили это сами в момент создания миров Нагарой. Так для чего?
Скажу сразу – я не кошатник и больше люблю собак. Поэтому я предвзят. Каюсь.
С точки зрения инициатора – Сакуры, она в их компании за главную, Мидзухо не смогла бы без них прожить. Это строится на воспоминаниях из их общего детства, когда котики были ближайшими друзьями Мидзухо и все проблемы она переживала с ними. Так как годы шли, а внешне изменилось немногое, Сакура все еще считает Мидзухо несамостоятельным ребенком, особенно в сравнении с собой, ведь век кота и человека различен. Поэтому, исходя из заботы о Мидзухо, она скопировала ее и всех остальных в эти миры, где ее хозяйка сможет прожить счастливую жизнь в роскоши вместе с ней.
Тора и Ген не придерживаются столь категоричного мнения о несостоятельности Мидзухо и верят, что та справилась бы и без них. Ямабико, во время разговора с Сакурой, тоже считает, что Мидзухо справилась бы и сама, но также замечает, что может быть Сакура так поступила ради себя самой? Возможно, Сакура не хотела расставаться с Мидзухо и все это сотворила из-за этого эгоистичного желания?
Т.к. как кот, в сравнении с собакой, куда более эгоистичное существо, то я придерживаюсь этого же мнения. Особенно, в контексте финального прощания Мидзухо с котами в 11 серии.
Сакура так сильно не хотела ее отпускать, что даже не подошла к Мидзухо перед отлетом.
В итоге, лишь эгоизм одной кошки повлек за собой дрейф всей школы. Но было бы очень мелочно винить ее в этом.
Приличная доля серии была потрачена на исследование Раджани сил котов, но т.к. мы их знаем, то это эпизод неинтересен.
Поэтому перейдем ко второй сюжетной ветке этой серии.
Братья близнецы – Со и Сэйдзи
Со -
Сэйдзи –
Их можно отличить по количеству волосков на лбу. Изначально их спор заключался именно в этом, у Сэйдзи на один волосок больше. Поэтому на его лбу их два, а на лбу Со – один.
Но когда-то этого человека звали –
Со Сэйдзи – как видно из удостоверения, это был один парень и волосков на его лбу нет вовсе.
Как так получилось, что один парень обзавёлся братом близнецом? Это ошибка Сакуры, вместо того чтобы скопировать его один раз, она сделала это дважды. Этот момент показывается в экспериментах Раджа, когда он исследовал эту способность. Думаю, в момент копирования братья были очень похожи, но так как их противостояние длится тысячи лет, то они сильно поменялись за эти годы.
Но какой наш интерес в их персонах? Аке говорит так: «Чтобы изменить этот мир, нам нужна сила близнецов, хотя, вполне хватит одного из них»
Что понимается под «изменением мира» я не знаю, но очевидно, что это не желание Аке, а воля Бога этого мира, который позже пошлет Асахадзе убить Войну. Как я уже говорил выше, вся ветка Асахадзе представляется мне бессмысленной с точки зрения большого плана, я думаю, что единственное чего хотел Бог, это дать Асахадзе значимость самого себя, и глобально его действия ни на что не влияли.
Но цель есть, заполучить силу близнецов – Реверс. Это способность чудовищной мощи, и они активируют ее, когда соревнуются друг с другом.
Смысл силы - в возврате во времени. Реверс может отменить все изменения в мире вплоть до создания этих миров. Наши герои считают, что братья могут вернуть их домой. Но проблема в том, что у каждого из них свой собственный реверс. И когда один использует свою силу, другой ее отменяет. Поэтому нужно, чтобы остался лишь один.
Раз этот сюжет повествует о братоубийстве, то можно было бы подумать, что от христианских отсылок мы не ушли и это будет сюжет Каина и Авеля, но они не были близнецами, в отличии от…
Знакомьтесь – Ромул и Рем (Romulus et Remus).
В жизни
И в аниме.
Эта легенда о двух братьях близнецах, которые основали великий город Рим (Roma). Исходя из названия города уже можно догадаться какому брату повезло больше.
История братьев началась довольно печально, их деда сверг его собственный брат. Их отца убили, а мать – Рею, сделали жрицей богини Весты (богиня домашнего очага), аналог богини Гестии у греков. По правилам, жрицы-весталки не могли иметь детей. Но Рея была столь прекрасна, что сам бог войны Марс не сдержался и оплодотворил ее двойней. За нарушение правил, Рею отправили в тюрьму, но убивать сразу не стали, дали ей родить и после решили утопить ее детей.
Но бог Марс не мог позволить так расправиться со своими отпрысками, поэтому напугал слугу, шедшего исполнять приговор. Воды реки Тибр были столь ужасны, что слуга бросил детей на берегу и сбежал. В тот момент, на водопой шла волчица, и, найдя Ромулу и Рема, решила выкормить их как своих волчат. Отдавая ей честь, римляне и возвели памятник, указанный выше, ведь если бы не она, то и Рима бы не было.
Возмужав, братья отбили город дедушки и вернули ему престол, а сами решили построить собственный град. Но как решить, кто будем им управлять? В честь кого назовут их новый дом? Братья решили прибегнуть к гаданию на птицах.
Рем первый увидел шесть коршунов, а Ромул, хоть и позже, но увидел двенадцать. Так братья и не смогли решить чей знак более значимый и спор перерос в конфликт.
Ромул решил окопать границы своего города рвом, а Рем прыгал через него потешаясь над братом, за что и был убит. Дальнейшую историю славного града мы оставим любителям истории и вернемся к аниме.
В нашей мире Со во всем немного хуже Сэйдзи, хотя и это вопрос спорный. Он никак не может победить его в состязании, поэтому ищет божественной помощи, все эти тотемы вокруг его дома не что иное как языческие символы. На его зов ответили, в этот мир пришла Аке, которая дает ему оружие способное убить его брата.
Несмотря на весь несерьезный вид этой игрушки, она в разы страшнее револьвера Войны. Это артефакт с силой – Пропуск. Судя по его работе, он пропускает время, превращая пострадавшего от выстрела в песок.
Прежде чем перейти к финальной сцене этой серии, которую можно трактовать по-разному. Я бы хотел показать любопытный момент в сцене, где братья борются по правилам сумо.
За счет количества волосков на лбу, всегда легко понять кто из них находится перед нами.
Со слева, Сэйдзи справа. Кадр далее.
Со справа, Сэйдзи слева. Они меняются местами.
Со слева, Сэйдзи справа. Меняются местами еще раз.
Со Слева, Сэйдзи справа. В момент падения все остается также. Сэйдзи победил.
Вариант, что создатели, персонажей в кадре перепутали я не рассматриваю, просто не верю. Но зачем их меняли местами? Это точно не сила персонажей, я думаю это вопрос символизма, как и в финале. На самом деле они не менялись местами. Это лишь восприятие Со, которому показалось, что он на месте брата и побеждает.
Именно также Со «кажется» и в финале, только по другому поводу.
Итак, воспользовавшись помощью Аке, Со забирает пистолет и вызывает брата на дуэль.
Сэйдзи стреляет первым, но мимо. Также, как и Рем первый видит птиц, но ему не суждено стать победителем.
Со отвечает выстрелом своего оружия и попадет в цель. Со победил.
А дальше, тот самый момент с восприятием Со после победы. Нам показывают его во время диалога с Мидзухо, мы видим, что он цел.
Мидзухо говорит сильные, но неверные слова. Она считает, что нельзя цепляться за других, что в этой жизни можно надеяться только на себя. В противовес ее словам мы видим следующую сцену с Нагарой и Нодзоми, которая явно намекает на другой исход жизни.
Эту ветку я опустил, она довольно простая и очевидная. Тем более об этом будет вся следующая серия. Но тезисно. Асахадзе подчеркивает немощность Нодзоми, чтобы та начала его ценить, уважать и в итоге осталась с ним. Увы, не получилось.
Да и история Сэйдзи и Со, говорит, что все должно было кончится не так.
Аке спрашивает у Со, как он себя чувствует, когда смог наконец-то победить? И в этот момент мы глядим на нее через дыру в его сердце, что описывает эмоциональное состояние, а не физическое, ведь в следующем кадре, мы видим его целиком и дыры в нем нет.
Он ощущает огромную пустоту и больше не знает, что делать, ведь он убил того, с кем соревновался изо дня в день на протяжении тысяч лет. Со потерял очень близкого ему человека, важность которого не осознавал, пока не стало слишком поздно. Выход из сложившийся ситуации для него один…
Итак, мы узнали историю кошек Мидзухо, потеряли близнецов, а Нодзоми обрела желание идти дальше с помощью Нагары. В этой серии вновь появляются крупные планы ее глаз, ломающих четвертую стену.
Это один из основных символов внутренней мобилизации персонажа, когда она была полностью раздавлена этих планов не было вовсе.
Серия имеет одну из лучших концовок, подчеркивающих пустоту внутри близнецов и зрителей, досмотревших до этой серии: «Остался только большой кратер…»
Серия 10. Монолог. Душа. Смерть.
Ни серии без нового действующего лица!
Косэцу –
На самом деле персонаж неновый. Он был с самого начала и если пересматривать аниме, то можно обратить на нее внимание. Она все время рядом и все время слушает, связано такое поведение с ее силой – монолог. Она способна слышать мысли людей в виде внутреннего рассказа. Т.к. она влюблена в Асахадзе, то все аниме она крутится вокруг него и слушает его мысли.
Собственно, и не пересматривая аниме нам покажут очень многие моменты, начиная с самого начала. Взять хоть эпизод из первой серии, когда Асахадзе выступил против Кэпа. Что они думали в этой ситуации? Косэцу знает и с радостью покажет нам.
Также она знает сколь неудачный момент был выбран для дрейфа.
У нее сломана рука и повреждено колено и это не исправить, т.к. организм ничего не восстанавливает, а просто возвращается к своему прежнему состоянию каждые 5 секунд.
Но Косэцу не унывает, ведь у нее есть Асахадзе и ее дневник, куда она пишет историю «настоящего» Асахадзе, которого знает лишь она. Прошу заметить, что это 523 день, т.е. почти 2 года прошло.
В ее воспоминаниях все его поступки мотивированы желанием обратить на себя внимание Нодзоми, что мы знаем и так. Да и ведет он себя подростково-вызывающе, вредничает. Что более чем оправдано. Если тебе нравится девочка – дерни за косичку, от этой модели наш герой еще не ушел.
Но внутри он искренен в своих желаниях, даже смотря на такую красоту, он думает лишь о том, чтобы показать ее Нодзоми.
Почему Нодзоми не отвечает ему взаимностью? Асахадзе не понимает, но очень скоро поймет.
Во время этих воспоминаний мы можем видеть и отношения одноклассников к Асахадзе. Они лгут и льстят, в глубине души презирая протагониста. Еще любопытный эпизод, который стоит упомянуть. После окончания «летнего лагеря» Аке, она выдает всем рекомендательные письма на фронт и звание рядового 5 ранга. Не то чтобы была какая-то война, но был Война, ну вы поняли…
Возвращаясь к любовной линии. Сама Косэцу прекрасно знает, что ей от Асахадзе ничего не светит, его интересует другая девушка, но любовь – страшная сила. Поделать она ничего не может и просто находится с ним рядом, надеясь, что когда-нибудь, каким-то неведомым образом он достанется ей. В чем ее коварный план? Все просто и элегантно.
Она прекрасно знает, что Асахадзе любит Нодзоми, но также ей известно, что у Нодзоми нет таких чувств к нему. Следовательно, сведи и создай условия для разбора полетов, сердце Асахадзе будет разбито, а на безрыбье и рак рыба. Тут то Косэцу и выиграет. Поэтому она не ревнует к Нодзоми, смысла нет. Зато ревнует к Аке, ведь у той большое сердце.
У Аке нет никакого интереса к Асахадзе, кроме практического, нужна лишь его сила. А для этого нужно играть роль и давать то, что нужно молодому парню - почет, признание и немного флирта.
Но что самое любопытное, так это свой собственный монолог Косэцу. Она считает, что Асахадзе нужно «исправить», эх, эта прекрасная женская мечта - исправить парня. Ведь Асахадзе хочет убить Войну и сделать всех смертными. Эта миссия поручена ему самим Богом. Как это поможет сделать всех смертными? Да никак, Война не имеет никакого отношения к этому. А сам Асахадзе этого хочет ради признания все той же Нодзоми, колесо Сансары дало оборот.
Сама Косэцу не может изменить этого, но считает, что сможет Нодзоми. Но как? Сказав в лицо Асахадзе, что она его не уважает? А ведь это и происходит в аниме, что явно не исправляет его. Вывода два, либо Косэцу дура, во что я не верю, либо она занимается самообманом и пытается провернуть то, что я описал выше. Только рационализовав это выгодным для себя образом.
А это нас подводит к финалу истории с монологом, нам не всегда дано понять, что мы сами чувствуем в действительности. Мозг - коварная штука, и порой выдает нам то, что нанесет наименьший вред. Искренние мотивы проходят длинный путь защитных механизмов, чтобы выдать нам финальную мысль согласующуюся с моралью. Это и слышит Косэцу своей силой, не зная, что человек чувствует на самом деле.
На всякий случай повторю, что я имел в виду. Косэцу хочет, чтобы приехала Нодзоми и «исправила» Асахадзе, признав его достоинства и наставив на путь истинный. Но она прекрасно знает, что этого не будет, ведь Нодзоми не уважает Асахадзе. Поэтому, совершенно «случайно» возникнет ситуация, когда Нодзоми это скажет, Асахадзе уйдет в глубины печали и от него все отвернутся, как и хотела Косэцу, а она тут как тут, ву-а-ля, мир да любовь. В голове, конечно, все будет так, как будто это вышло случайно, а Косэцу с удовольствием в это поверит.
Перед тем как перейти к последнему походу, хочу обратить внимание на пару кадров. Это похоже на шизофрению, простите, но переглядывая кругами я никак не могу объяснить два кадра… ПОМОГИТЕ!
Первый кадр, первая секунда. Что это? Откуда? Почему? Ну не может быть в произведении случайная вставка.
Лава? Пепел? А что это за искры? Лава так не делает. Это больше похоже на зенитный огонь. В аниме нет вулкана… Зачем они это вставили? (Т_Т)
Вторая, тут еще веселее, но хотя бы идеи есть… После оооочень важного разговора Бога с Аке и Асахадзе. Я правда говорю, это важный момент. Серьезный. Лор, все дела. На фоне та самая статуя Ромула и Рема. Важная сцена.
Асахадзе, через формулировку «будь так любезен», предлагается убить Войну.
Насчет этой фразы - так только в нашей локализации, поэтому великолепную теорию о том, что Нацумэ фанат BioShock откладываем, а было бы красиво… Меня аж передернуло, когда я ее услышал.
Ну да ладно. Ему предлагается убить его и «создать смерть». А после этого, на 8.57 идет этот фрейм. (3 секунды, чтобы вы точно их увидели)
Ну что это? Почему сосиски? Что же это за стеб-то такой? Первая идея, что это может быть? Иероглиф? Пролистав на вики весь 1к иероглифов нашел 2 варианта. Да, шиза прогрессировала.
За уши можно притянуть, конечно. Сосиски можно перевернуть, посравнивать с тенью и поехать в жёлтый дом, но это я оставлю читателю (помогите раскрыть эту тайну, пожалуйста.)
От личной боли, к массовому страданию. Итак, приступим!
Асахадзе и команда мечты идут в фантастически-странно-красивый мир. Этот мир покрыт гипсом, весь, я думаю так было изначально.
Я не всегда делаю на это акцент, хотя часто вставляю с ними скрины, но мы идем за птицами.
Точнее в каждой серии они с нами, в том или ином виде.
Идя по этому миру в поисках Войны, герои находят огромную расщелину, она как шрам в этом мире. С этой аналогией вспомнится и сила Войны – «искусство шрамов».
Как это возникло? Без малейшей идеи, скорее всего ее создал Война и прыгнул в нее. А это было нужно для…
Что такое смерть? В нашем мире мы умираем очень просто. Наше тело, либо в ходе старения, либо из-за травм, не может выполнять базовые функции для насыщения мозга кислородом и питательными веществами. Так-то, человек может жить, если оставить только мозг и сделать так, чтобы он снабжался всем необходимым. Мы еще так не умеем, но явно сможет, отсылаю к последним романам Пелевина про трансгуманизм.
Но единственная ли это смерть? Что если убить в человеке сознание? Тут мы съезжаем в глубины солипсизма, но на всякий случай напомню, что быть уверенным в существовании чего-либо я не могу. Я знаю, что есть я. Все. Я не знаю, существуют ли другие люди, сознательны ли они подобно мне или это биологические роботы, лишь делающие вид, что обладают сознанием. Доказать этого они не могут, и мне остается лишь верить. Я не знаю, существует ли хоть что-то за пределами моего сознания. А, если оно погаснет, останется ли мир?
Что вообще есть, кроме этой картинки в моей голове? Долгие тысячелетия, восточная школа философии и одна ее ветвь, ставшая в наше время религией – буддизм, занималась практическим исследованием феномена сознания. По их убеждению, достаточно выйти за его пределы и как выяснится, нет вообще ничего. Мир вокруг создаем мы сами.
Война, находясь на пороге безумия, прыгнул вниз и падая долгие годы потерял остатки своего разума. Это не совсем то, что предлагается в ходе вышеописанного варианта, но почему нет?
В целом, он мертв. Что это один и тот же человек, можно понять по чертам подбородка, и при нем нашли тот самый револьвер.
Косэцу догадывается первой, что осталось лишь тело без сознания, ведь она слышит внутренний голос, которого тут нет. Но в этот момент Аке, благодаря своей труднообъяснимой силе, понимает, что Косэцу читает мысли.
Во время одной из сцен, идущих далее, Косэцу рассказывает Нодзоми все, что знает о планах Асахадзе. А конкретно - про желание убить Войну для «создания смерти». И во время этого разговора подталкивает Нодзоми «исправить» Асахадзе.
Собственно, это она и начинает делать наседая с вопросами.
В момент этого разговора Аке раскрывает тайну Косэцу о природе ее силы. А Асахадзе очень расстраивается. Все это время рядом с ним был человек, который знает о всех его чувствах и помыслах. В первую очередь он стесняется своей любви к Нодзоми, все-таки внешне он крутой парень, а внутри такой душка.
Асахадзе временно сбегает, а наши девушки выкидывают свои телефоны.
Для обеих это очень важный момент. Нодзоми, стала частью группы, когда приняла телефон, ведь изначально у нее его не было. Получила она его в первой серии. Это символ входа в социум, принятие нового. Она отвергает группу, понимая, что ей нужен только Нагара и путь домой.
Для Косэцу – это символ разрушенной любви. После того, как ее сила раскрылась, она понимает, что с Асахадзе ничего не выйдет, поэтому она выкидывает самое важное – дневник с его мыслями, который хранился в телефоне.
Далее, происходит ключевая сцена всей серии, в которой кроются все причины последующего поступка.
Нодзоми признается, что знала о чем думал Асахадзе и без суперсил, влюбленного мужчину сложно не заметить… И объясняет, почему она не выбрала его. И вот тут знаете, может это не всем будет понятно, особенно совсем юным товарищам, но… в сухом остатке, мужчине нужно только одно – уважение. Если тебя не признают, а следовательно, не уважают, то это ад, в котором невозможно жить.
Асахадзе лишь этого и хотел, каждый его поступок, каждое воспоминание говорит лишь о признании его заслуг. Признайте и начните уважать! А вместо этого, объект его чувств в лицо говорит ему, что не уважает. Удар сильнее придумать сложно, Асахадзе был оскорблен и обижен на самой глубине своего сознания, да и выражение его лица, в момент этой фразы, говорит о многом.
Что удивительно, герой настолько любит Нодзоми, что загоняет собственное самолюбие куда-то в бездну. Как я говорил в первой части, мужчины часто оценивают себя через женщин. Асахадзе просто не видел в себе ничего, кроме своей силы, а это очень зыбкое основание. Он пытался реализоваться через нее, и все его признали, кроме одной девушки. Об этом Нодзоми и говорит: «Не важно, что думают другие, важно, что думаешь ты».
Асахадзе так себя уверил, что исправится, что все сделает как надо, что станет таким, как нужно. Что его внутренний голос подтверждает эти слова, а Косэцу радуется, что Нодзоми удалось «исправить» Асахадзе, он начнет работать над собой и реализуется в своих собственных глазах, а не в чужих.
Итак, момент истины. Мы у обрыва.
Это бездонный шрам Войны. Смерть ждет внизу.
Поэтому, первым туда отправилось тело Войны, которого сбросил Асахадзе. Заметьте, что после гибели его тела (носителя силы), кроваво-красная пропасть стала белой.
А второй туда упала Нодзоми, случайно, камень обвалился.
И казалось бы, Асахадзе ее поймает, но голос Бога на фоне говорит: «Никому не дано заглянуть в глубины своей души». Похожую фразу говорила сама Нодзоми в конце 3 серии.
Он начинает ее ловить… и … останавливается. Спустя пару секунд он как будто воспрянул ото сна, но было уже поздно. Пистолет в его руках, который остался от Войны, конечно, символ того, что он убил. А это так и есть. Рационально Асахадзе не понимает почему он это сделал, поэтому и Косэцу вскрикивает от неожиданности, она не слышит в его голове причины такого поступка.
Но в глубине души, в которую никому не дано взглянуть, причина была. Он мстил за нанесенную ему рану. Да, это низко и не красиво, да, за такое не убивают. Так он и не стрелял. Он лишь на секунду не подумал, а почувствовал: «Падаешь? Я тебе не нужен? Ладно. Получай». Просто в данном случае этой секунды хватило. Будь больше времени, он бы, конечно, спас, но увы, времени всегда мало.
После смерти, Нодзоми оставляет лишь символ своей силы и воли.
«Вы не находите это прекрасным?»
Так и уходит один из самых важных героев.
Почему она и что это дает остальным? Нодзоми – персонаж, который выполнил то, что должен был. Она решила свою проблему. Как я уже писал, она герой бесконечного пути, ее беда была в том, что при достижении цели, конца ее маршрута – ее ждала смерть. Как мы знаем, она умерла в изначальном мире, а именно в него и лежал ее путь.
Как вы помните, на серии 6 – 7 она резко выпадает из-за полного непонимания, что делать дальше. Но благодаря Нагаре она преодолевает эту трудность и решает вернуться в прежний мир несмотря ни на что.
«Теперь, я буду слушать только свое сердце, так я буду жить, до конца!»
Так она и жила, это было ее основной задачей, и она смогла себя преодолеть. Но если Нодзоми была преградой сама себе, то для остальных она свет в конце тоннеля. Особенно для Асахадзе.
С ее смертью он полностью теряется. Я верю, что вся эта ветка Асахадзе, с убийством Войны и «созданием смерти». Хотя никого он не убил и ничего не создал. Нужна была лишь для этого момента. Т.к. Нодзоми сыграла свою роль она может уходить, а ее смерть должна стать испытанием для остальных – Нагары, Асахадзе и Мидзухо.
Уже в следующей серии мы сможем наблюдать, как это повлияло на героев.
Хочется высказать почему Асахадзе не мог создать смерть убийством Войны. Начнем с того, что смерть уже была. В этих мирах можно было погибнуть. Бессмертие распространялось только на тех, кого заказывала Мидзухо, если бы кто-то другой пользовался силой ее котов, то объект был бы смертен. Это показывается в конце серии, когда Мидзухо и Нагара заказывает куриц.
Курица Мидзухо оживает, после того как ей перерезали горло, а курица Нагары – нет.
И даже, если вы были созданы с помощью желания Мидзухо, как все дети, погибнуть можно было, как это происходило в 7 серии в воспоминаниях Ямабико. Прошу заметить, что в воспоминаниях Ямабико, что со смертью Нодзоми, смерть – дело рук Войны, возможно только он и мог кого-то убить. Получается еще веселее, что Асахадзе не «создавал смерть», а наоборот, убийством Войны лишал всех этой возможности.
Но как его бы убил Асахадзе? Ведь Война тоже бессмертен, как и все. Короче разбираться в этом можно долго, да и смысла нет, все-таки символизм как он есть.
Итого, мы разобрались с причинами гибели Нодзоми и теперь нужно будет поглядеть к чему это приведет. В этой серии, параллельно событиям, на которые я делал акцент, шел разбор сил котов Мидзухо и ее самой. Только тут наконец-то объяснят, что и как делали коты, и что умеет сама Мидзухо, но мы то об этом знаем еще с самого начала.
С такой предысторией мы подходим к …
Серия 11. Жизнь. Желание. Скорбь.
Эта серия необычна по подаче. В отличие от всех остальных серий, где музыка редкий гость, в этой к ней буду прибегать несколько раз. Под ее аккомпанемент будут развиваться некоторые события, на самом деле, не очень насыщенные по содержанию.
Мизансцена открывается заплаканной Мидзухо, она ищет шкатулку для похорон Нодзоми.
Так как я объективный рецензент и строю свой взгляд на картину не только из «удобных» фактов, выкидывая все, что не подходит. То я дам и другую интерпретацию, хотя все-таки придерживаюсь более пессимистичной.
Как я уже упоминал, в сцене прощания Мидзухо и котиков перед отлетом, это будет в этой серии. Сакура отказалась проститься с Мидзухо, я более чем уверен, что из-за эгоизма и твердой убежденностью, что Мидзухо без них не сможет. Таким образом Сакура шантажировала ее до конца. Но.
В этой сцене есть момент, где Торо хочет успокоить Мидзухо, а Сакура ему не дает. С моей стороны, опять же, из-за обиды и эмоционального шантажа. Но если вспоминать логику авторов из Вайолет Эвергарден, то возможно, это такой способ «воспитать» главную героиню, чтобы она прошла через трудности сама, доказав свою взрослость.
Выбирайте, что больше нравится. Просто странно, что в конце серии, увидев, что Мидзухо справилась и решилась на возвращение, Сакура все равно не простилась с ней.
Но похороны сами себя не организуют. Музыка с визуальным рядом наполнены светлой грустью, интересное сочетание. По героям видна значимость этого события, хотя и такие милые сцены никуда не делись.
Главное, что делают наши герои, это пишут всем в чат и приглашают всех желающих. Однако жизнь и время всех так раскидала, что им никто не ответит и никто не придет.
И я обязан упомянуть, что Нацумэ тролит, ну как бы мало у тебя не было денег, нельзя так рисовать котов, это стеб. Видимо и в остальном аниме, ему было лень и все задники рисовали намеренно карикатурно.
Что произошло с Геном на заднем плане? Да в «Том и Джери» кот выглядел более презентабельно, когда его битой били, чем тут.
Из интересного, шкатулка, что искала Мидзухо, будет использована как лодочка –
Она заполнена вещами, с которыми ассоциировалась Нодзоми у наших героев. Некоторые предметы мне понятны, но, честно говоря, не все. Я думаю, при подробном пересмотре всех событий с Нодзоми, удастся связать каждый предмет.
У японцев и правда есть такой обряд, правда не во время похорон, а в день памяти – Обон.
Заполняется лодочка едой, а не всем подряд, но ребята внесли туда многое от себя.
И само собой, куда мы без птиц?
После обряда, к которому никто так и не присоединился, появляется Радж
В отличие от героев, которые путешествовали всего год, Раджа не было 2 тысячи лет. Что прекрасно видно по его лицу. Не просто так он индиец, у автора было изначальное желание провести параллели с Буддой, и он это сделал.
Раджани уже достиг просветления или почти это сделал, и вернулся, чтобы помочь друзьям. Это видно по его взглядам на жизнь и по его физической форме, он достиг телосложения и гибкости гуру йоги.
На имитации японской могилы мы видим следы всех, кто простился с ней, три кота, один пес и три человека.
И ровно после это сцены идет пара очень странных фреймов. Скажем честно, так в аниме никто, ни разу не улыбался. Это выглядит, как минимум, страшно.
О-о-очень странные улыбки, они сильно бросаются в глаза каждый раз, как я вижу эту сцену. Объяснения нет, просто так сделал автор.
Дальше начинается сцена строительства ракеты под музыку, она довольна продолжительна и бессодержательна. Собственно, на фоне всех событий ниже по тексту, герои буду строить ракету, чтобы улететь до места возврата в родной мир.
Но между этими сценами, есть пара нужных нам. Если кого интересуют, откуда ребята узнали о смерти Нодзоми, все просто. Им написала Косэцу.
Дальше, Раджани рассказывает о мире с картинами, который он назвал «Тоска по дому». Где некий художник рисовал родину – старый мир. В отличие от следующей истории, где точно понятно о ком идет речь, здесь конкретного ответа нет. Но это был человек, который очень хотел домой и у которого была девушка, что любила его. В нашем классе была подходящая пара.
Эйс, о котором была 4 серия и его пассия – Шанхай, в оригинальной озвучке она часто горит на китайском, по идее, ученица по обмену.
Исходя из их отношений, она его любила даже больше. А он, ввиду своих больших перспектив, очень хотел вернуться обратно. В истории Раджани, художник настолько ушел в прошлое, что забыл настоящие. Девушка устала ждать его и ушла, после, она начал также обожествлять и ее.
История понята, живите настоящим и не уходите в бесконечную рефлексию. Красиво, что во время рассказа о том, что нужно жить сегодняшним днем, нам показывают заднюю дверь фургона, на которой написано:
Суть, которую выделяют из этой истории Мидзухо и Раджани различны, ввиду колоссальной разницы в возрасте. Разговор заходит о смерти, и Мидзухо делится своими переживаниями, т.к. для нее этот вопрос всегда стоял особо остро.
Конечно, если говорить об отношении к такой вещи как «смерть», то Раджани всегда выделялся на фоне остальных, как минимум из-за своих религиозных убеждений. А сейчас, прожив еще пару тысяч лет, он совсем далеко ушел от обыденных страхов Нагары и Мидзухо, которые, по сути - дети, в сравнении с ним.
В этот момент Нагара получает письмо, думаю, очевидно, от Асахадзе.
И тут Нагара показывает нам второй компас –
Он совершенно такой же, как оставила после себя Нодзоми, но этот компас создала Сакура, чтобы показать, что осталось после смерти Нодзоми. Таким образом у нас в сюжете возникает 2 компаса, фактически 2 копии одного и того же человека.
И тут мы продолжаем развитие мысли о смерти в этих мирах. Теперь Раджани рассказывает историю о некоем изобретателе, который успешно создал смерть.
Если в прошлой истории персона неизвестна и можно спорить кто бы это мог быть, то в этом случае, лично для меня, все однозначно.
Это определенно был Хоси, который увел свою часть группы и основал религиозное общество, где он был миссией, как и хотел. Судя по истории, они отказались от убийства чего бы то ни было, даже растений. Т.к. от голода умереть нельзя, то это вполне реально. Но главное, чего он добился – смерть. Как я и говорил, физически погибнуть они не могут, остается убить сознание или точнее, сознание слишком глобально. В это понятие входит много всего, что в целом нам и не мешало. В буддийском мировоззрении есть лишь одна вещь, которой нужно лишиться, чтобы «умереть» в сознательном плане – желание.
Будда осознал 4 истины, которые и передал своим ученикам. Первая – существует страдание, это корень, все приходит к нему, как писал Рей Брэдбери в своем романе: «Покажи мне хоть что-нибудь хорошее, чему не приходит конец, и у меня на радостях крыша съедет.»
Вторая истина: существует причина страдания – желание.
Остальные я опущу, как и путь избавления от этого, ищущий всегда найдет. Но в итоге, все сводится именно к избавлению от главного – желания. Когда ты ничего не хочешь, ты не страдаешь и в каком-то смысле – не живешь. Убей это в себе, и ты станешь просветленным.
Есть долгий путь, по которому пошел Раджани, а есть быстрый, фактически – электрический стул, который делает тоже самое, но сразу.
Хоси выжег в себе желание и… и все. Он ничего не хотел, ни от себя, ни от других. Через какое-то время он просто исчез.
Раджани говорит о том, что сам придет к такому же итогу, ведь понимает сколь тяжело быть бессмертным. В определенный момент тебе становится все равно абсолютно на все. Это вызывает печаль и досаду, ведь когда-то ты был «живым», но чем больше лет тебе становится, тем дальше ты от людей, чей век краток.
Также он дает картину мира со своей точки зрения, буддизм вообще не очень далек от современной научной картины. Если высказать суть, то жизнь бессмысленна. Нет никакой идеи и цели, мы просто маловероятные события в потоке причин и следствий. Именно эта малая вероятность и краткость жизни - делает нас ценными. Даже Сизиф не был забыт в этом монологе.
Тут многое можно сказать, но в итоге, на примере Нодзоми, можно подытожить так. Человечество удивительно и хрупко. Мы столь мало живем и на самом деле меняем жизни лишь друг друга, да малого мирка вокруг нас, а в рамках вселенной мы ничего не можем. Главное, чем мы влияем на других – это собственный пример. А когда мы умираем уходит и это. Единственное, что остается после – это воля. Поначалу – она содержится в памяти других, а благодаря развитию технологий: на бумаге, в интернете и во всем остальном, что вы сможете создать. Внимая вам люди несут это в даль истории.
В знак вечной жизни воли, Раджани оживляет застывший компас Нодзоми магнитом, показывая, что устремления человека живы всегда, если ты тратишь силы на их восприятие.
Все мы заберем с собой мысли Нацумэ изложенные в «Сонни Бой», а вы в частности – мой текст.
Эта часть очень важная, тут есть над чем подумать, как минимум это другой взгляд на жизнь.
Далее Нагара вспоминает важный разговор с Нодзоми. Он важен в контексте становления нашего героя, это один из трех критериев, по которым я вынесу вердикт в конце.
Здесь, Нагара объясняет ей базовую идею времени с точки зрения физики, т.е. сколько лет ты пробыл тут, столько твоя копия прожила в оригинальном мире, поэтому вернуться ты сможешь только в то время, где живет твой оригинал на данный момент.
Поэтому Ямобико и Раджани вернуться не смогут, они прожили тысячи лет и их оригиналы давно погибли. Вернувшись, они бы просто умерли. Также умрут и кошки Мидзухо — это основной фактор демонстрирующий рост именно этого персонажа.
Но для тройки Нагара, Нодзоми и Мидзухо прошло всего два года. Правда Нодзоми еще и умерла в оригинальном мире, но с этим, как мы знаем, она справилась и все равно решает рискнуть.
Главное не в этом, Нодзоми и Нагара говорят о центре произведения, главной сути ради которой все и было. Зачем ВСЕ ЭТО? Для чего? Герои должны выучить ценный урок и изменить свою жизнь. Нодзоми уверена, что все это время они шли вперед и все навыки и знания о жизни перейдут с ней туда. Нагара же, по своей натуре, переживает об обратном. Влияет ли этот фантастический мир на реальность? Изменится ли Нагара?
Поэтому, Нодзоми берет обещание с Нагары. Когда они вернутся в прежний мир, в знак роста и в доказательство, что все это не сон, что все это было не напрасно, они подружатся снова.
Зафиксируйте этот пункт, остальные два уже были отмечены, просто я их так не выделял, когда я упомяну их все в следующей, заключительной серии – вы вспомните.
Дальше маленькая, но лично для меня знакомая сцена. Нагара, наконец-то начал плакать из-за смерти Нодзоми. Когда я смотрел первый раз, меня удивлял тот факт, что Мидзухо ревела сразу, а Нагара как будто и не расстроен, хотя для него эта потеря куда значительнее.
Но вот сидя с Раджани это происходит.
Что делать в такой ситуации Раджу? Знаете эту неловкость, когда друг рядом рыдает из-за крупного несчастья, а тебе то и сказать нечего, особенно, если у тебя не было ничего похожего в жизни. В целом, автор выдает ту же мысль, к которой и я пришел в свое время: не надо ничего говорить, просто будь рядом. От тебя ничего более и не требуется.
Если кто-то забыл, что Нацумэ художник от Бога – напоминаю.
Чтобы понять, почему Нагара начнет носиться с компасом оставленным Нодзоми, нужно понять эту сцену –
Прошу заметить, что компас начал работать после использования магнита. Так куда он показывает? Предположительно, в тот мир, который видела Нодзоми, а вот что именно это за мир… Нагара договаривается с Раджани направить ракету в направлении этого компаса.
А дальше сцена прощания и полет, все просто.
Только, а почему Нагара и Мидзухо решили вернуться? Ну, правда, зачем? Вы пару лет живете в мире грез. У одной, сила создавать все на свете и коты, у другого возможность ничего не делать и уйти в эскапизм с головой. Я понимаю, что автор хотел показать рост героя, но героям то это зачем?
С Нагарой, как мне кажется, все просто – Нодзоми. Любовь, все дела, тот факт, что она погибла, лишь дал дополнительный стимул вернуться в реальность, ведь там есть хотя бы шанс, что она будет жива, а в этих мирах нет и его.
А вот с Мидзухо сложнее, она жертвует буквально всем, силой, котами, встречается со смертью лицом к лицу и ради чего? Опять же, как я и говорил много раз выше – любовь, только к Нагаре. Ну я не поверю, что девушка бегает за ним все аниме из мира в мир, переживает и заботится о нем просто так, не бывает такого в жизни. Она, как жена декабриста, идет за ним все произведение и старается ради него. Когда Раджани спросил ее, зачем та возвращается, она говорит: «Я хочу кое чем заняться». Трактуйте сами.
А нарисованный осьминог, я надеюсь, не является отсылкой на «Сон жены рыбака» …
Серия 12. Люди не меняются.
В этой серии вновь несколько изменен порядок повествования, поэтому я продолжу с того момента, где мы остановились.
Наши герои добрались до места высадки –
Если кого интересовала, что это за штука в их кабине – это гироскоп.
Очень красивое и запоминающееся место, вскоре, начнется любимая музыкальная сцена всех тех, кто смотрел это аниме.
Если что, вот название - Sonny Boy OST - サニーボーイ・ラプソディ
В сравнении со всеми остальными треками, этот порвал все. Чтобы вы понимали, второй по популярности после него собрал 190к просмотров, этот же – 4,2 миллиона. Пушка, а не саунд.
Наших героев встречает Асахадзе.
Т.е. данный персонаж, на самом деле, гораздо сильнее Нагары и мог выбраться и вывести всех, давным-давно. Просто он считает, что уходить отсюда – ошибка. Это он пытается донести и до Нагары с Мидзухо, но они не согласны.
Нагара продолжает свою линию, что человек должен творить свою судьбу сам, но скорее он просто следует за Нодзоми. Чтобы надавить на сожалеющего о случившемся Асахадзе, он передает письмо от Косэцу, в котором изложены последние мысли Нодзоми.
Асахадзе говорит, что остался совсем один, и отпускает наших героев отдав компас Нодзоми –
Теперь у Нагары их две штуки. И в этот момент начинается бег под музыку.
Нам показывают два кадра из переломного момента 6 серии. Где Нагара глядит в спину Асахадзе, разворачивается и уходит, а после сцена из класса, где стоит ваза с цветами.
Притом начинается все с удивленного взгляда Мидзухо, т.е. она видит эти сцены.
Это отражают события в 6 серии, но другого мира. В нем Нагара не изменился, поэтому сцена с ним осталась такой же.
А вот Нодзоми – не умерла, поэтому на столе стоят только цветы -
Тогда как в нашем, исходном мире 6 серии была сцена прощания –
После этих, быстро пролетевших кадров, Нагару и Мидзухо останавливает Бог, произнося: «Вам не следует отсюда уходить». И ждет их действий.
Как и прежде, он не помогает, но и не мешает. Он лишь задает вопрос, когда наши герои убегают дальше:
«И как вы доставите его обратно?». Говорит он это о компасе, который нам сразу и показывают.
В момент произнесения этой фразы проскакивает еще один фрейм с персонажем, который нам незнаком.
Она появится чуть позже, в мире, куда попадет наша парочка. Думаю, что это истинная форма Аке.
Но наши герои не попали бы туда, ведь они бегут по цикличной форме, напоминающей бутылку Клейна, из которой не могут выбраться, по лицам героев видно, как им тяжело.
Им помогает Асахадзе, все-таки пространство – это его вотчина, он выпускает героев из воронки, и они убегают дальше.
Нагара ведет Мидзухо вперед.
А на фоне, вновь пролетает символ длинной в аниме.
Так, герои добегают до источника.
В этот момент Мидзухо решила узнать у Нагары, почему тот решил вернуться назад?
- Потому что, это свет, который видела Нодзоми – доносится ей в ответ.
Каждый решает сам, но для меня это момент, который полностью убил надежды Мидзухо, ведь у нее явно были планы на его счет.
Он просто следовал мечте другого человека, весь пусть ради нее. Собственно, эта реплика и повлияла на ее поведение в реальном мире.
Нагара и Мидзухо жертвуют свои силы и силу одного компаса, чтобы попасть в мир, где скорее всего Нодзоми будет жива…
… Новый мир, первые кадры дают понять, что «реальность» — это рутина и тоска.
Чем больше я переживаю эту серию, тем сильнее финал начинает напоминать мне «Волчий дождь», про который я напишу что-то подобное.
Конечно, в той истории чувство цикличности было куда сильнее. Но сама тоска и безрезультативность финала была очень схожа.
Нагара и Мидзухо попадают в наш мир, но немного другую временную ветку, поэтому в этом мире Нодзоми, действительно, жива. Как можно видеть по Нагаре, герой вырос за 2 года.
Оба героя проводят какое-то время сами с собой, и в них начинают закрадываться мысли о нереальности тех двух лет в дрейфе. Справедливости ради, у Нагары их не было, пока он не встретил Мидзухо, которая «сделала вид», что его не знает. Тут герой сильно подсел на измену.
Структурно, в этой серии показывают жизнь Нагары, то, как они попали в этот мир и жизнь Мидзухо. Так вот во время демонстрации ее жизни, мы видим похороны бабушки и то, что кошки все-таки погибли. И? Она этого не знала? Была не готова? Этот факт ее поведения меня покорял каждый раз. Что у тебя должно быть в голове, чтобы после возвращения из такого путешествия ты сделал вид, что не узнаешь человека, с которым жила два года рука об руку?
- Она смутилась! Ведь на нее все так резко навалилось в этот день, она решила его проигнорировать. – Ответят мне.
- Вы больной человек, если так считаете. – Скажу я вам.
Ну правда, жить с парнем 2 года, а потом сделать вид, что его не знаешь, ибо у тебя бабушка умерла. Хотя ты об этом и так в курсе. Как по мне – шиза полная. Тем более эмоционально и мимически изобразить данную реакцию, это же сколь затратно! Полностью осмысленное решение с ее стороны. А вот вариант с обидой на него из-за ответа перед переходом в этот мир, хотя бы логичнее.
И если кто забыл, когда это событие показывают от ее лица, то видно, что она заметила Нагару раньше и успела подумать, как ей себя вести. И подумав, она выбрала данную линию поведения.
Ну да ладно, во время встречи на кладбище, от Нагары звучит интересная реплика –
«А я ведь понимал, что ничего не изменится».
А говорит он это о данном эпизоде –
Действительно, ничего не изменилось. Даже она все также смотрит в объектив.
Тот человек, из-за которого она погибла в мире дрейфа, является ее парой в мире реальном. Иронично, не иначе.
В этот момент, Нагара полностью повесил руки и весь «рост» героя (а был ли он?) пошел коту под хвост.
Но у него всегда было воспоминание о прошлом мире.
Ведь один компас все еще был у него. Прямой знак, прямое напоминание всегда было с ним. И что он с ним сделал? Как поступил? А никак. Он ничего не сделал.
«На мир никак нельзя повлиять, но это мир, который я выбрал сам».
А что дальше? Что стоит за этими словами?
Прошу обратить внимание на сам фон. Постоянно идут дожди. Для аниме, где так редко играет музыка, она стала появляться очень часто и в ней нет ничего веселого. Ибо радоваться нечему.
Никто из них не изменился. А Нодзоми все продолжает искать свою звезду.
Мидзухо, встречает двух котов, черного и…
…рыжего, как напоминание о своей утрате.
Что красиво и грустно, она не встречает белого кота, ведь Сакура продемонстрировала нам свое отношение к выбору Мидзухо. А Тора и Ген, воплотились в лицах этих двух кошек.
Нагара переживает, что Нодзоми изменилась, что она уже не та, ведь не пережила весь опыт, который был у той, погибшей Нодзоми. Но Мидзухо приободряет его, говоря, что все будет хорошо, если Нагара хоть на чуточку такой же, как был на острове.
Итак, момент истины.
Нагара и Нодзоми встречаются на станции. Что к этому моменту должен был сделать Нагара? Три пункта:
1. Всегда следовать «своему» пути.
2. Помогать птицам.
3. Подружиться с Нодзоми.
Пункты весьма серьезны, на раскрытие первого ушла вся первая часть, где Нагара делал только то, во что верил сам, но это незаметно перетекло в то, во что верила Нодзоми. Птицы – идут красной линией через все аниме и те разы, где он закрывает на них глаза, Нодзоми говорит, что нужно было помочь. И последнее – обещание Нодзоми, что они подружатся в новом мире несмотря ни на что. Все три пункта связаны с ней, напрямую или косвенно.
Как думаете, если Нодзоми обещала бы Нагаре стать друзьями, она бы это сделала? А наш герой?
Нагара выходит на станции и останавливается у птичьего гнезда. То ли я столь депрессивен, то ли мир, но атмосфера была такой гнетущей и грустной, что, когда я увидел этот кадр, я подумал о сцене из другого фильма.
Но аниме не взяло столь крутой поворот… хотя, было бы о-о-очень эффектно.
Нагара полез туда, чтобы проверить птенцов, ведь не услышал писка, который был прошлый раз.
Обернувшись, он видит Нодзоми, которая уже спасла одного-единственного птенца.
Она предлагает взять птенца Нагаре, ведь он же хочет? Да?
Но он отказывается, ведь ему нельзя держать животных... И обернувшись – уходит.
Нодзоми пытается завязать разговор, ведь помнит, что они учились вместе в средней школе. Нагара начинает отвечать, но появляется Асахадзе, и герои расстаются…
Отражение огней в луже, сцены города, голос Нагары говорит: «Жизнь еще далеко не окончена и впереди чуть больше, чем прожито», занавес.
Превосходную песню, которой закрывалась почти каждая серия, рекомендую прослушать еще раз. Ведь именно в конце тайтла она начинает играть новыми красками. Прочитайте перевод, пожалуйста, он там идет субтитрами.
Я уже говорил о чувстве амбивалентности при просмотре. Есть моменты, где визуал полностью расходится с музыкой, из подобных — это самый яркий. Вот так, как поется в конце песня, должно было закончиться аниме. Так и не иначе. Да и текст намекает.
Что мы имеет? Нагара, человек, что пришел в этот мир за Нодзоми, ведь он несильно хотел вернуться, пока она не дала ему такую цель. Прошел многое, преодолел ряд препятствий, отверг Мидзухо, чтобы в конце встретиться с Нодзоми и… не сдержать своего слова. Это катарсис, господа. Хуже и быть не могло.
На самом деле, это очень последовательный результат, люди не меняются. Все было зря. Наш Sonny boy пошел по пути наименьшего сопротивления, что и требовалось доказать. Если Синго Нацумэ и задавал себе вопрос – «Смог бы я измениться?», то он определенно дал ответ.
Но, что в целом хотел сказать автор? Тема эскапизма одна из центральных и казалось бы, раз ребята возвращаются из «выдуманного» мира в «реальный», то вот она, победа над эскапизмом и шаг вперед! Но разве это так?
Герой провалил все пункты развития. И что особенно забавно, а в чем феномен эскапизма? Это уход от «реальности» в «выдуманный» мир, и то и то в кавычках, ибо после поднятой темы буддизма вы должны были понять относительность данных терминов. Но что важнее, Нагара бежал от трудностей и ответственности, а не скуки.
А что он получил, сбежав? Еще большую ответственность и трудность, в лице возврата домой, именно на его плечи лег груз переноса всех одноклассников назад. Он попробовал - не вышло. Но ведь ответственность не пропала, у него в руках огромная сила, от него зависит многое, он может многим помочь, ведь чем жизнь здесь, хуже жизни там? И как только этот груз вновь лег на него, он делает тоже самое, сбегает обратно, где продолжит вести никчемную жизнь неся ответственность лишь за себя, ведь ключевую роль он больше не играет. Что это, если не обратный эскапизм в серость и скуку, а главное – в безответственность.
Хотел бы я сказать, что это жизнеутверждающее произведение, но оно человеческое, слишком человеческое.
Правда, у кого-то все-таки получилось...
Прощай Sonny Boy и спасибо за все!
А вам, дорогие читатели, спасибо, что прошли этот путь до конца. Ну а я…
Это вторая часть обзора, первая по ссылке - https://yummy-anime.ru/reviews/282