- А я вот спокон не смотрел ни разу, хотя мне нравятся «Голубой период» и «Улыбайся на подиуме», что тот же спокон, но вместо спорта там - искусство.
dvd_kun
Аниме про создание аниме, что вы знаете про это? На ум сразу приходит «Руки прочь от киноклуба!», а также еще одно менее известное творение - «Куроми работает над аниме». Не густо. Многие могут задаться вопросом: а зачем вообще такое делать? Ответ прост и основывается на японской культуре, а вернее - куда более серьезном отношении к аниме как искусству, а не просто развлечению. Тысячи, если не миллионы детей и подростков, насмотревшись любимой мультипликации в стране восходящего солнца - жаждут приобщиться к подобному, сделать из того, что нравится - не просто хобби, а профессию, начиная рисовать, придумывать сюжеты или осваивать 3D. Поэтому творение Митико Екотэ, перенесенное на телеэкраны опытнейшей студией P.A. Works под руководством не менее опытного режиссера Мидзусимы Цутому - без малейшего труда нашло свою аудиторию на родине бренда, а полнометражный фильм, выпущенный после сериала - имел хоть и не фантастический успех, но залы собирал исправно.
Впрочем - вряд ли создателей в первую очередь интересовал коммерческий успех. Все указывает на то, что сериал таким и задумывался изначально: крайне нишевым и направленным на определенную аудиторию, с понятными мотивами и идеалами, а громкие имена, взявшиеся за воплощение - работали не только ради денег, а во многом еще и потому, что видели в персонажах себя, вспоминали первые шаги, рассказывали свою историю. Это не значит, что простой зритель ничего не поймет, еще как поймет, тем более, что сюжет не является сумасшедше закрученным или витиеватым, вот только вряд ли полноценно пропустит переживания через себя и осознает глубину в полной мере, если ему это не интересно. Плохо это или хорошо? Это великолепно, потому как в бесконечном океане попсовых фрашниз, кассовых сборов и погоне за длинной йеной - просто необходимы и такие отдушины, которые ставят главной целью мотивацию и понятный призыв к действию.
Скажу честно, это моя вторая попытка писанины на данный сериал, так как первую забраковали коллеги. В глазах одного из них так и читалось: ничтожество! Да и, объективно, она была больше похожа на невнятное мычание, нежели на что-то осмысленное. Потому не стоит удивляться, если комментарии под текстом, датированные раньше 7-го января - будут слегка не соответствовать написанному. Это моя вина, это мой крест, простите. А теперь я постараюсь мычать немного получше, но не обещаю, что получится.
Внимание! Спойлеров нет, либо же они настолько незначительны, что никак не помешают просмотру!
В сравнении с «Киноклубом» и «Куроми» - наш сериал старается претендовать на реализм. В первом речь идет о школьницах и очередном кружке, в котором они творят, что как бы само по себе предполагает любительский уровень, во втором хоть и фигурирует вымышленная студия - но сюжет преподается таким образом, что так и хочется добавить в жанры теги "фантастика" и "магия". Впрочем, без школы не обойдется и тут, потому что даже в описании к тайтлу сказано об этом, да так, будто это основная идея, хотя это вовсе не так. Да, нас познакомят в дебютных сериях с группой школьниц, отчаянно мечтающих когда-нибудь, объединившись, сделать свое аниме мечты, но данные грезы так и останутся в школе, а взрослая и самостоятельная жизнь окажется несколько иной. Подруг раскидает по разным местам и далеко не каждая из них сможет заниматься любимым делом. Исключением из списка являются лишь Аой и Эмма, устроившиеся работать в Musashino Animation, некогда крупную и уважаемую, но впоследствии обанкротившуюся студию анимации, влачащую жалкое существование в настоящее время. Остальные же, как предполагалось, главные действующие лица - внезапно примут статус второстепенных, лишь изредка участвуя в попойках, по большому счету, которых окажется немало.
Дальше же сюжет принимает вид линейного и твистами баловать не намерен. Вместо них - покажут не только нюансы и тонкости, присущие аниме индустрии, но и ее трудности: нерадивые субподрядчики, молодой и неопытный коллектив, новые, неизведанные задачи, постоянно растущий уровень требований... Ну а основным двигателем истории, как ни странно - станет непосредственный процесс создания сериала, а затем и второго, причем до самой последней серии. Каких-либо серьезных и интригующих ответвлений ждать не стоит: ни романтических линий, ни коварства или предательства, ни сражений с боссами и врагами. Рутина, работа и превозмогание. При этом оговорюсь сразу: мне 24 серии не показались сильно затянутыми, однако и дико событийными их не назвать. Выглядит странно и пресно, не так ли? Но такова цена реализма. Незадача только в том, что раз уж авторы подались в подобное - то и дожимать тему необходимо было до конца, тем более, если ради нее пришлось жертвовать яркостью и непредсказуемостью сюжета. Не срослось. И вот, как мне показалось, почему:
- Труд. Его хоть и стараются преподнести как утомляющий, но на протяжении всего просмотра не покидало ощущение фальши. Фальшь, когда кто-то, нарисовав 1000 однотипных и, наверняка, надоевших до чертиков за это время кадров - радуется и улыбается. Фальшь, когда что-то не получается, но начинает получаться от пары приободряющих и банальных фраз. Фальшь самого процесса создания анимации. Я, конечно, могу ошибаться, но опыт просмотра нескольких документальных фильмов по данной тематике - убедил, что это сложнейший, невероятно однообразный и действительно весьма тяжкий труд, вдобавок еще и не очень хорошо оплачиваемый, так как на место заурядного фазофщика, контроллера или аниматора - стоит очередь из страждущих занять его должность. В сериале же, несмотря на те редкие попытки показать отчаяние и усталость - в основном преобладает счастье, радость, улыбки и добродушие.
- Коллектив. Невероятно, как не нашлось место хотя бы одному отрицательному персонажу. Все - исключительно хорошие. Да, кто-то не слишком усидчив, кто-то - чрезмерно легкомыслен, остальные - просто веселы, бодры и голодны, порой чрезмерно. Создается впечатление, что это не студия по созданию профессиональных аниме-продуктов, а некая сходка по интересам, в которой нет ни ответственности, ни серьезности, ни задач. Люди пришли "почиллить". Я уж не говорю о том, что многие персонажи представлены излишне эмоциональными и харáктерными, как это принято в японской анимации в целом, что вмиг сорвало ту вуаль серьезности и напряженности, которая, по логике, здесь напрашивается.
- Проблемы. Они у всех поголовно, но все с ними справляются. Я понимаю, что это мультфильм, сказка в каком-то роде, но выглядит подобное максимально отчужденно и парадоксально. Ну не будет никто терпеть бестолкового и бесполезного человека в бизнесе просто потому, что он милашка. Также, как и никто не будет ждать, когда человек научится чему-то нужному, отобрав у компании сроки и деньги, если он не уникум. Обычно в таких ситуациях просто происходит замена. Но в нашем случае - лишь сила воли, стремление и ободрение от добродушных добряков, окружающих персонажей повсеместно.
- Идеи и мотивации. Здесь провал вообще полный. Ничего свежего, кроме как "работай больше - будет лучше" и "делай то, что нравится" - нет. Создатели попытались протащить некую линию о мечте, которая есть у всех, кроме главной героини, и на бумаге это выглядело интересно - но реализация... Если коротко - то Аой думала-думала, что же у нее за мечта, а потом надумала: делать аниме! Хотя принимала участие в процессе уже долгое время. Альтернативные варианты? Глубокие размышления? Нет, лишь самокопания и переминание с ноги на ногу на ровном месте, с внезапным озарением.
И это не ужасно, просто странно. Пожертвовать сюжетом ради реализма, но изобразить этот реализм несколько карикатурно, пытаясь зацепиться еще и за развлекательную часть? Я не эксперт, но решение крайне сомнительное. Однако, это не делает тайтл плохим! Скорее - это моя личная "шиза" в попытке докопаться до сути там, где этого, наверное, не требуется.
Пожалуй - это все, к чему я могу придраться. Потому что дальше следуют лишь плюсы. Например - персонажи. Хоть их и достаточно много, но проблем из-за этого возникнуть не должно. Да, они слишком идеализированы и очеловечены, они за все хорошее и против всего плохого, они прожженные профессионалы своего дела и патриоты индустрии, но каждый из них необычайно мил. Начиная с главной героини, и заканчивая вообще всеми, кто ее окружает. Харизма, передача эмоций, стиль взаимоотношений, мимика - на отличном уровне. И пусть вожделенного "раскрытия" не так много, зато в полной мере заметен личностный рост многих. Разумеется - этому поспособствовала и рисовка, в ответе за нее была одна из моих любимых P.A. Works, в послужном списке которой хватает рейтинговых и популярных картин. Происходящее на экране не выглядит непристойно-богато, вау-эффекта не создается, но кадры, фоны и движения настолько гармонично вписаны друг в друга, что даже если захочется придраться к чему-то - не выйдет. Средние диалоги вытягиваются их непосредственностью, натуральностью и толикой юмора, который не назвать искрящим, но он уместен и не досаждает. Отдельно стоит выделить два спешла, коих, к сожалению, на нашем сайте пока нет (да-да, я знаю, что могу добавить сам, но я не умею). Сами по себе они не представляют чего-то восхитительного, но идея интересная: в них нам покажут отрывки из двух аниме-сериалов, над которыми все 24 серии трудились Аой с коллегами. Если смотреть в отрыве от основного тайтла - буднично, но ознакомившись перед этим со всей предшествующей историей - выглядит очень необычно и интересно.
А теперь важно! Это не плохое, а хорошее аниме! Даже очень! На основе первого варианта текста - было предположение, что аниме мне не понравилось и я его сливаю. Это вовсе не так! Скажу честно, что я не смотрел ни «Киноклуб!» (посмотрю обязательно и выскажу свое никому не нужное мнение), ни, тем более, «Куроми», но я уверен на 90%, что оба этих тайтла являются, в первую очередь - развлекательными, с солидным упором в комедию, в то время как «Белый ящик» - отчасти симуляторный, показывающий, что профессиональное творчество - это не только удовольствие или развлечение, как многие думают, а еще и тяжелейший труд, притом монотонный и постоянно ограниченный сроками. Это стресс, это зависимость от коллег или партнеров, это постоянно высокий шанс того, что все твои усилия обернутся пылью из-за чужой ошибки, а грезы и чаяния - превратятся лишь в потраченное попусту время. И пусть это передано не так ярко и точно, как хотелось бы, но радует, что такое есть. Смотреть на бесконечных демонов, вампиров и сражения в фентезийных мирах - это, безусловно, здорово, но иметь подобные мотивирующие фильмы, которые, теоретически, могут определить чью-то судьбу, указать путь, дать необходимый толчок - еще лучше! Я уж не говорю о том, что людям, варящимся в похожих стихиях - это как глоток свежего воздуха, важнее другое: если данная картина подтолкнет хоть кого-то к тому, чем он действительно хотел бы заниматься, но до этого сомневался - это будет прекрасно! Хватит нам уже юристов, менеджеров и экономистов, пусть будет больше сценаристов, художников и аниматоров, да и вообще творческих людей!
Отсюда и мой прошлый посыл: это именно то редкое аниме, которое может побудить к чему-то действительно хорошему, интересному и важному, но далеко не каждого. Оно нацеленно целиком и полностью, как мне кажется - на пусть и ограниченную, но весьма определенную аудиторию. Потому я и не рекомендую его смотреть тем, кто бесконечно далек от подобного, но крайне советую человеку творческому или тому, кто хотел бы стать таким в перспективе.
А оценки вообще убрал от греха. А то со своими 6\10 - только людей путаю.
И это не ужасно, просто странно. Пожертвовать сюжетом ради реализма, но изобразить этот реализм несколько карикатурно, пытаясь зацепиться еще и за развлекательную часть? Я не эксперт, но решение крайне сомнительное. Однако, это не делает тайтл плохим! Скорее - это моя личная "шиза" в попытке докопаться до сути там, где этого, наверное, не требуется.