Все люди как люди, один я как адзин на блюде! Нагаи Кэй
Однако, здравствуйте!
Категорически всех приветствую, давненько не марал пиксели и пришло время это исправить. В прошлых отзывах я жаловался, что не люблю магию и сверхъестественные вещи в тайтлах, даже пытался это неумело обосновывать, дабы не выглядеть в чьих то глазах полной невеждой. Получалось так себе, если честно, но теперь дело приняло иной оборот, ведь меня осенило: а действительно, в самой магии нет ничего плохого, если она подана не ради сюжета, а для его развития. Сейчас объясню.
Есть бесчисленное количество сериалов и фильмов, где сюжет движется исключительно благодаря чему то потустороннему, а если это еще и красиво нарисовано, динамично смонтировано и приправлено достойным звуком - то выглядит дорого и богато. Но вот беда, произведение, основанное на подобных вещах - зачастую является пустышкой. Ведь если сверхъестественного слишком много - то и любые нестыковки, пасы логики и прочие непотребства легко, будто ластиком, затереть кастами, заклинаниями и прочими читерскими навыками из другого мира. В итоге, иногда можно прийти к такой картине: начав смотреть аниме про забитого школьника и собаку - финал представляет собой его перерождение в неведомого бизона с крыльями, похожего на автомобильную покрышку, дышащего огнем из всех отверстий и обитающего в дальнем космосе. Почему? Потому что магия! Знать надо!
Но другое дело, когда вмешательство волшебства строго ограничено и представляется определенным правилом, вводным к тому, вокруг чего и будут обрастать события и действия. Обычные, житейские события. Именно это придает ту элегантную и терпкую изюминку, когда лишь талант и находчивость автора прямо влияют на зрелищность и непредсказуемость сюжета, а не очередной вырвавшийся файербол из рук главного героя, который мигом смел всех недругов и супостатов.
И боже упаси принимать мои слова близко к сердцу, это всего лишь личное суждение, основанное на таком же личном восприятии. Ведь есть люди, которые и вовсе смотрят одни исекаи, и ничего, нормально живут, не жалуются.
Вместо вступления
Внимание! Спойлеры будут, но я постараюсь их прятать, честно.
«Ajin» стало вторым аниме, решение о просмотре которого я принял благодаря музыке из опенинга, которой со мной поделился один хороший человек, штурмующий платину (удачи, дружище, не корми мид). И, как и в первый раз - не прогадал. Хотя, если посмотреть на жанры - то это совсем не мое: ужасы, фантастика, экшен, военная тематика, сверхъестественное. Где этти, где романтика, ведро со слезами, где вот это вот все?! Для полноты картины не хватало только мехи и вампиров, которые бы дрались на мечах. Да и аннотация к сериалу не внушала доверия, подумалось, что это типичный пафосный файтинг-кровопускалка с такими же типичными и туповатыми героями. Впрочем - душу грела отсылка к детективу, на то и уповал.
Давайте сразу к минусам. Дабы долго не ходить вокруг да около - раскрою страшную тайну: это не классическое аниме, которое привыкли видеть зрители, а 3D анимация, старательно мимикрирующая под канон. Плохо это или хорошо - вопрос индивидуальный, однако лично меня всегда больше заботил сюжет, нежели рисовка, да и плохой или отторгающей я ее точно не назову, она просто непривычная, другая. Тру-адептам "истинного и породистого аниме" (ололо!), очевидно, может не зайти, ну это их проблемы. Также стоит отметить, что концовка сериала является открытой, благо для страждущих погрузиться в историю глубже - существует манга, экранизация которой закончилась ровно на половине (9 томов из 18, но есть нюанс). На этом, собственно, минусы заканчиваются. Я действительно старался найти еще что-то, но тщетно. Плюсов же в картине, по моему мнению - значительно больше, но с ними мы ознакомимся по ходу статьи.
Первоисточником, как это часто бывает - оказалась манга авторства Цуйны Миуры с иллюстрациями Гамона Сакурая. Что интересно - в данном тандеме команда проработала недолго и выпустила лишь один том, после чего проектом всецело занялся Сакураи, отвечая и за сюжет, и за графическую работу. Выпускалась она достаточно долго и неспешно, дебютировав в мае 2012. Финальную главу пришлось ждать аж до февраля 2021. Мировой известности не имела, однако неплохо продавалась в Японии, обрадовав более миллиона читателей. Номинировалась на премии Манга тайсё и премию Осамы Тэдзуки, однако стать лауреатом было не суждено. Что до экранизации - то занимательно, что сперва адаптировалась посредству трилогии полнометражных фильмов, непосредственно же сериал вышел уже после и имел куда больший успех, нежели полный метр, который, по сути - является компиляцией многосерийного аниме. В разработке и создании принимала участие японская студия Polygon Pictures, главной фишкой которой является именно 3D графика. Не знаю, каков был план маркетологов, но хронология была именно такой. Впрочем, это расширяет возможности для зрителя и предоставляет выбор по формату просмотра.
Что к чему?
Сюжет прибегает к помощи грузовика-куна уже в первой серии. Увидев это, я понял, что, скорее всего - все пропало, и сейчас появится зеленый луг, залитый солнечным светом с пасущимися козами, этти-девочка с магическим посохом, грудь которой ниспадает до этого самого луга, волочась по сочной травке, а главный герой превратится в выездной шиномонтаж в новом мире. Пронесло. Многим не нравится, когда сюжет подается медленно и, чтобы вникнуть в суть - нужно дотерпеть до N-ой серии? Спокойствие, «Ajin» не про это, тут активности и конкурсы начинаются уже с 15-й минуты и продолжаются на протяжении всего сериала, ничуть не теряя в накале и интересе к происходящему на экране. По легенде - в мире существуют некие полулюди, которые ничем не отличаются от обычных обывателей, но есть, как говорится - нюанс: они бессмертны, да еще и обзаводятся дружбаном, кому-то попадается нормальный, а кому-то - несколько отбитый и даже борзый. В общем - все как в жизни, ничего удивительного.
Слегка вникнув в механику действа - я забеспокоился во второй раз. После получения таких скиллов, как правило - сюжет скатывается в ощущение собственного превосходства главным героем, а доблестная полиция, власть и остальные честные и неподкупные люди начинают неравный бой с зародившимся демоном, который только лишь звереет на своем пути в слепой жажде крови. Каково же было мое удивление, когда все оказалось куда прозаичней: оскотинившиеся чиновники, корпорации и монополисты, вместо того, чтобы трястись от страха - сами начинают охоту на добычу, причем далеко не из добрых побуждений, а наживы ради. И вот, казалось бы - бессмертие, что еще можно мечтать, а главное - чего бояться? Но сериал сполна ответит на эти вопросы. Важным аспектом всего сюжета является и то, что Нагаи Кэй - не типичный протагонист, который первую половину сериала воет в подушку от безысходности, а другую - пошло шутит. Он далеко не глуп, весьма рассудителен и довольно эгоистичен. Ему плевать на сопутствующие жертвы, ему чуждо понятие сострадания, неинтересны чувства остальных, а любить и жалеть он может только себя, то есть изображен максимально идентично обычному человеку, девиз которого "моя хата с краю", коими мы с вами и являемся, особенно в экстремальной ситуации.
Но ведь скучно будет смотреть, как школьник убегает от погонь и пытается спасти свою хоть и бессмертную, но все же такую родную шкуру! Именно такие мысли мелькали в моей голове спустя первые три серии, которые пусть и были максимально динамичны и наполнены экшеном, но все же казались однообразными. И Гамон Сакураи, услышав мои молитвы - моментально начал раскачивать сюжет именно так, как он должен выглядеть в добротном триллере с претензией на детектив: три разношерстные команды, каждая из которых имеет свою общую цель и мотивацию, в которую веришь - начинают сражаться друг против друга. Бонусом идет невозможность отступить, потому как последствия будут фатальны. И да, тут будет большое количество драк и перестрелок, которые я на дух не переношу, но именно здесь они не вызвали у меня отвращения и смотрелись максимально органично по отношению к общему посылу. Кровь, кишки, ампутации, расчлененка - всего это будет в достатке, господа латентные маньяки, но без явного перебора.
Отдельно стоит остановиться и на антагонисте, если его, конечно, можно так назвать - Сато. Это не типичный обезумевший, но глуповатый злодей с мерзкой харей, а человек, который своими действиями заставляет тебя удивляться снова и снова. Человек, который нашел тонкую грань между безрассудными поступками и холодным расчетом, являющийся при этом великолепным стратегом и манипулятором. Это тот самый случай, когда негодяй не вызывает ненависти и зритель подневольно начинает сопереживать в том числе и ему. Единственное, чему удивился - так это его "погонялу": Шляпник. Ну е-мое, это же серьезное аниме, а не Черепашки-ниндзя, как можно было додуматься до такого маразма? Впрочем, спишем данный огрех на трудности перевода.
В общем, дабы не спойлерить - скажу одно. После просмотра первого сезона - я молил о том, чтобы авторы не слили второй, как это произошло в небезызвестной «Тетради смерти». И они смогли удержать планку. Было видно, что колени дрожали, а руки онемели, но назвать его плохим - язык не повернется. Да, он оказался несколько слабее, но все таким же смотрибельным и интригующим, однако даже этому есть объяснение, о котором поговорим в следующем блоке.
Как итог - данное творение заняло почетное место в моем "любимом", составив компанию таким тайтлам как «Вайолет Эвергарден», «Фури-кури», «Чудачество любви не помеха» и «Корзинка фруктов». Думаю, это наилучшим способом характеризует то, что я окончательно двинулся что данный сериал просто обязателен к просмотру тем, кто любит подобное, а всем остальным - как минимум можно попробовать.
Манга
Да-да, она самая. Честно говоря - я не хотел писать отзыв до конца чтения манги, но потом понял, что это вряд ли что-либо изменит, ведь разговор про аниме, потому и происходящие за его границами события - не так важны, а если кто заинтересуется, то, полагаю, и сам прочтет с удовольствием. Но перейдя рубеж в 9 глав (конец экранизации сериала) - понял, что уделить время японскому комиксу в разрезе сериала просто необходимо. Я еще не читал продолжения истории и даже не догадываюсь, что там может быть, просто внесу некоторую ясность относительно того, о чем рассказывал немного выше.
Я вообще не любитель манги, больше тяготею к ранобэ, в крайнем случае - манхве. А еще лучше - плотно покушать и поспать. К помощи комиксов прибегаю только лишь тогда, когда сюжет меня захватил, но продолжения нет и, скорее всего - не будет, как например в «Btooom!» или «ReLife». Начав погружение в этот черно-белый мир - понял, что экранизирован сериал не один в один с первоисточником, при этом можно сказать, что различий в первом сезоне практически нет вовсе, кроме нескольких вещей:
Во время уничтожения здания Грант Фармасьютикалз - в аниме использовался прием по подрыву соседнего небоскреба (эпичненько), с последующим фатальным обрушением обломков на цель. В манге данный прием абсолютно иной, но не меняет сути происходящего и дальнейшего развития событий: на многострадальное здание падает угнанный самолет вместе с пассажирами. Почему это было сделано - понятно, но оба варианта были воплощены очень неплохо и масштабно. Сказать, какой из них лучше - мне лично трудно.
Для создания команды в аниме - Сато мотивирует своих подопечных борьбой за права полулюдей, остановкой преследования и издевательств над оными, и лишь потом истинный мотив понемногу выходит наружу. В манге же Сато изначально никаких благородных целей не преследовал и однозначно говорил о войне с правительством.
Финал первого сезона в сериале и первоисточнике пусть и не разительно, но отличается. В манге не фигурирует ни полиция, ни Тосаки, ни битва IBM между Изуми и Кэйем, все происходит вследствие скандала с жителями деревни, который в аниме главному герою удалось погасить.
В манге Тосаки постоянно в перчатках, будто он проктолог-любитель.
Стоит заметить, что данные несоответствия никак не влияют на общий сюжет и, просматривая фреймы - читатель понимает, что он все еще на странице «Ajin», а не как это было по сравнению с тем же «NHK», где история, зачастую, принимала вообще отличный от аниме образ, а персонажи представали в абсолютно новых красках и характерах.
Да и пес с ним, с первым сезоном. Забавно другое, что в продолжении - нестыковок меньше, но они уже имеют радикальный характер и, полагаю, что именно с данной особенностью связано то, что второй сезон сериала получился слабее, чем первый. Уж не знаю в связи с чем, недостаточным финансированием или малой популярностью - но решение закончить экранизацию именно на втором сезоне было принято явно заблаговременно, после чего необходимо было соорудить альтернативный финал, который, к сожалению, несколько не вписался в общий темп и стиль сериала, а открытая концовка, скорей всего - оказалась ничем иным, как скрытой рекламой манги. Судите сами:
В манге раскрытие Сато происходит куда более скрупулезно, вплоть до встречи и беседы с его однополчанином, который рассказывает интересные вещи. Тем самым автор дает понять, что с данным персонажем прощаться рано и все еще впереди.
В сериале, во время второй волны Сато - список на уничтожение насчитывает 15 человек, в манге - 11, а главное, что в ней на предпоследнем месте фигурирует Тосаки, что значительно поднимает градус интриги. Также убийства совершаются не по порядку, а в случайном порядке. То, что финал в комиксах абсолютно иной - говорить даже не буду.
Ну и какого то черта "будущий врач" Кэй, который все это время выглядел неимоверно начитанным, вдумчивым и образованным - рассказывает, что при повешении - наступает мгновенная смерть ввиду разрыва обеих артерий. Я не эксперт, но разорвать их вследствие удушья и сдавливания - ну никак не получится. Короче - не слушайте Кэя, дичь он несет и статья по нему плачет о "доведении до самоубийства". Осуждаю!
Логичный вопрос: что лучше, манга или сериал? Ответа не будет, потому как хорошо и то, и другое, просто в первом случае концовка подразумевает продолжение, а во втором - байт на чтение.
Персонажи
Ох господа, а вот мы и добрались до вишенки. Они тут сделаны просто изумительно. И если речь идет именно про сериал - то еще и их действия, позывы и стремления полностью оправданы. Несмотря на стиль аниме - тут практически отсутствует пафос, тупые шутки (да и шутки в принципе), нелепые действия. Безнадежность порождает отвагу, а если еще и у твоего лидера с головой все в порядке - то получается дикая смесь жутко харизматичных героев, переплетенная с их нестандартными и интересными решениями. Вот прям хорошо.
И что немаловажно - ты веришь в то, что они делают, ты понимаешь, для чего они это делают и каков их стимул. Тут мотивация - именно что МОТИВАЦИЯ, прописью, как говорит Арестович. Здесь нет дур-одноклассниц, которые не замечают страждущего их годами главного героя, а спустя час мудовых рыданий (можно так выражаться, я не в курсе?), слез и соплей - все налаживается. Здесь нет тяжелого детства с прибитыми к полу игрушками, вернее его тут в достатке, но это не главное побуждение к действию или, наоборот - бездействию. Да тут герои даже не стремятся сохранить самое важное - жизнь, потому что они бессмертны, они лишь хотят, чтобы эта бесконечная жизнь не превратилась в еще более бесконечные муки. Ну, не все, но оставим это за скобками.
Это не диалоговое аниме, вовсе нет. Интересных изречений и мудрых мыслей не миновать, конечно, но куда больший упор делается именно в чувства героев, которые ты, порой, понимаешь даже без слов. Безумие, безнадежность, страх, ненависть, злость, отчаяние, апатия, мечта - все это варится в общем котле и подается без купюр и гиперболизированной анимации. Многочисленные фанаты раскрытия персонажей - вряд ли испытают оргазм или что-то подобное, хоть фундаментальные посылы и имеют место быть. Как бы это ни было банально - но все просто хотят жить. Жить немного лучше, чем живут сейчас. И это логично, потому как в противном случае - другого выхода у них уже нет. Я бы с радостью рассказал о каждом подробней - но этого сделать не получится без спойлеров. Просто знайте - персонажи тут топ.
Звук и визуал
Звук - отвратительный. Во всяком случае в озвучке AniLibria. И это не вина тех, кто трудился над сериалом, это вина богомерзкого Kodik'а. И если в первом сезоне я еще терпел этот белый шум на фоне, то во втором началась какая-то безумная дичь. Опенинг превратился в один сплошной шипящий перегруз, а некоторые реплики сливались с шипением. Так что да, каюсь, мне пришлось смотреть сериал в другом месте, я - перебежчик, но честный. По сути - это единственная моя претензия к акустической составляющей. Сами голоса в вышеназванном переводе подобраны неплохо, фоновая музыка - отличная, в меру эпичная, в меру тревожная, а главное появляется тогда, когда это действительно необходимо. Разнообразия не много - но и за то, что есть - спасибо.
Отдельным особняком стоит опенинг первого сезона. В плане визуала он простенький, по сути - вырезки из сериала с хорошей синхронизацией по звуковой дорожке, но мне безумно понравился трек: Flumpool - Yoru wa Nemureru kai. Вроде бы ничего особенного - но несколько дней на репите говорят сами за себя. Хотя, конечно, понимаю, что это вкусовщина самая настоящая.
Рисовка. Я этот аспект вынес в минусы в самом начале отзыва, однако сделал я это для галочки. Конечно, как только я сел за первую серию - стиль подачи был для меня сильно непривычен, но непривычное - не значит плохое. Так и получилось, спустя 3-4 серии мои глаза освоились, а где-то в середине сериала я понял, что рисовка не то что плохая, она даже отличная и прекрасно подходит именно для данного тайтла. Благодаря использованию всепоглощающего 3D - все стало реалистичней и живее: лица персонажей, их движения, мимика, выражение эмоций. Особенно интересно получился прием с бегающими зрачками, не так, как обычно, когда они трясутся, будто агонизируя в двух направлениях, а именно натурально бегающими из стороны в сторону. Ну и динамика с масштабом, тут этого в избытке и это добавляет визуального наслаждения. Еще одна особенность - некий блюр во многих сценах. Сперва он меня раздражал, но не покидало ощущение, что где-то я такое уже видел. И точно же, «Stein Gate». Понятно, что противников подобной графики - куча, но я и не претендую на истину. Истина тут в другом: отказываться от достойного тайтла только из-за нестандартной рисовки - моветон, господа. Не делайте так. Грешно.
Итог
Тот факт, что «Ajin» внезапно упал в мой список любимого - говорит сам за себя. А если учесть, что у меня там лежит - то напрашивается вывод: данное аниме для меня лютый неформат, но меня это не остановило. Шикарная, захватывающая и интригующая история, без особых сюжетных ответвлений, которые зачастую лишь путают, без каких-то тонких намеков и полуфраз, которые играют решающую роль в финале и ты такой: "ааааа, вот почему у этой девушки рога были!" Да, частенько сериал скатывается прям в жесткое месилово, но кому-то только этого и надо. Я же нашел для себя интересный и продуманный сюжет, удивляющие действия персонажей и крутую харизму, начинающуюся опенингом, и заканчивающуюся финальными титрами. Смотрелось на одном дыхании, времени откровенно заскучать не было. Почему-то в момент просмотра не покидало ощущение, что «Ajin» чем-то похож на «Death Note», только без такой безбожно слитой концовки с еще добрым десятком странных серий перед ней.
Я, правда, сильно удивлен тому жалкому количеству просмотров, что имеет сериал, не говоря уже о количестве человек, которые добавили это в папку с сердечком: их всего 35. К примеру у «Девочки-Зайки» их 600 с плюсом. И нет, я не говорю, что «Зайка» плохая. Я говорю лишь, что «Ajin» - лучше, с запасом. Еще удивительней то, что первоисточник в виде манги - весьма популярен даже в СНГ, она даже переведена и официально продается тут, да и на МангаЛибе имеет кучу комментариев под каждой страницей. В общем - какой-то заговор, не иначе.
Как и прежде - мне невероятно трудно пишется о том, что понравилось. Не судите строго. Оценки:
1-й сезон: 9.3 (самая высокая оценка из всех, что я когда-либо ставил);
2-й сезон: 8.5.
Ну и порадую вас няшкой напоследок, что ли. Она клевая 🤗
Спасибо, что вытерпели этот поток неконтролируемых мыслей, добра вам!
Коллеги! @dvd_kun @VoldMir, мне очень стыдно, что я предал вас и этти, я обязательно исправлюсь!
Однако, здравствуйте!
Вместо вступления
Что к чему?
Манга
Персонажи
Звук и визуал
Итог
Оценки: