В большинстве случаев на аниме огромное влияние оказывает рисовка манги. Дорохедоро выделяется брутальным стилем грязного реализма в контексте сеттинга с отбросами и магами. В наркоманских опенинге и эндингах музыка от J pop группы (K)NoW_NAME идеально подчёркивает криповые тона. А вся эта панк клоунада в эпицентре калейдоскопа из крови, пельменей и мухоморов выглядит, по крайней мере, неординарно на фоне других тайтлов.
ДИСКЛЕЙМЕР
РЕЦЕНЗИЯ НАПИСАНА ЧЕЛОВЕКОМ, РЕДКО НАБЛЮДАЮЩИМ ЗА УЖАСАМИ И СЛЭШЕРАМИ, ЧЕМ ДОРОХЕДОРО ЯВЛЯЕТСЯ В МИНИМАЛЬНОЙ СТЕПЕНИ (В КЛАССИЧЕСКОМ ПОНИМАНИИ ХОРРОРА), ТАК ЧТО ПРОШУ ВЕТЕРАНОВ ЭТИХ ЖАНРОВ НЕ ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЯ НА ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МНОЙ ЭПИТЕТЫ, ВВИДУ (ВЕРОЯТНО) ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНОСТИ.
ТАКЖЕ СРАЗУ ХОЧУ ПРЕДУПРЕДИТЬ: ЯРЫХ 3DНЕНАВИСТНИКОВ, ЛЮБИТЕЛЕЙ ТРАДИЦИОННОЙ ГИПЕРБОЛИЗИРОВАННОЙ МИМИКИ, ФАНАТОВ СТАНДАРТНЫХ ПРИЁМОВ 2D АНИМАЦИИ, ИСКАТЕЛЕЙ ЧИСТОЙ РОМАНТИКИ ИЛИ ЛЮБЫХ ДРУГИХ ГЛУБОКИХ ПЕРЕЖИВАНИЙ, ЗРИТЕЛЕЙ, НЕ ТЕРПЯЩИХ СМЕШИВАНИЕ СЕРЬЁЗНОГО И ЛЕГКОМЫСЛЕННОГО. ЭТОТ КОНТЕНТ СКОРЕЕ ВСЕГО НЕ ДЛЯ ВАС.
А остальные… Вы должны знать. Второго сезона может не быть. Злитесь, рвите на себе волосы…
…и наслаждайтесь, потому что это Дорохедоро!
На крыше рандомного здания Дыры (Измерения простых смертных, несчастных бедняков, куда для тренировок наведываются колдуны, используя в качестве расходного материала жителей этого неблагополучного мира.) ящероголовый здоровяк вцепился пастью в башку одного мага, который видит бледного крестоглазого мужика в горле рептилии. Загадочный незнакомец говорит магу: «Ты - не он…», после чего ящероголовый разжимает челюсти и спрашивает колдуна: «Что сказал мужик в моей пасти?». Услышав ответ, он ножами кромсает волшебника на запчасти, однако тот успевает выпустить из указательного пальца отрубленной руки дым, что открыл дверь в измерение магов, тем самым спасая своего напарника, за коим не уследила подруга ящероголового. Мы узнаём их имена. Подругу зовут Никайдо, а ящероголового - Кайман. Они недолго расстраиваются и идут в ресторанчик Никайдо - «Голодный жук». В процессе общения по пути к закусочной зрителю становится понятно, что Кайман ненавидит магов, так как один из них одарил его амнезией и мордой ящерицы. Кайман строит предположение, будто человек в его глотке - это он сам; в перерывах между утолением голода и ночными кошмарами его мучает тайна собственной личности.
Перед нами нетипичный протагонист, он отличается относительно зрелым мировоззрением, закалённым жестокостью окружающего мира; Кайман не мешкая готов вырезать магов, при этом у него по натуре шумный и весёлый темперамент. Его спутница, наоборот, не столь общительна, местами скрытна, но она подбадривает Каймана, безвозмездно кормит его и добровольно составляет ему компанию в охоте за виновником черепно-мозговой травмы. Несмотря на такое введение в повествование, нам вовсе не собираются рассказывать шаблонную историю мести, переплетая элементы детектива с развлекательными ситуациями и фриковыми потасовками. И ещё одно. В Дорохедоро не фокусируются на протагонисте, уделяя довольно внимания противоборствующей стороне.
Помните про колдуна, которого Кайман расчленил на первых минутах серии? Спасенный им напарник - Фудзита, никчёмный маг, после странного похоронного обряда приходит к Эну, боссу мафии мира колдунов. Фудзита докладывает Эну о том, что его напарника убил долбоящер, на которого не действует магия, и просит разрешения расправиться с гадом. Что примечательно, так это весомая роль характера антагониста для аниме. Эн - умный делец, могущественная личность, грибофил, в дополнение - он адекватен, он не впадает в бешенство от малейшего сопротивления. Эн уверен в себе, уравновешен, но если его вывести из себя, то мало не покажется даже семье и приближенным; И вот, в ответ на доклад Фудзиты, он поручает тому остыть и первым делом найти себе нового напарника, объясняя, что причина иммунитета ящероголового к магии скорее всего в текущих наложенных на него чарах.
Эн отсылает Фудзиту и распоряжается о поиске личности волшебника, владеющего магией ящериц, попутно отправляя пару лучших чистильщиков в Дыру по души Каймана и Никайдо.
Грязевой осадок
Завязка выглядит многообещающе, но стоит упомянуть: годно прописанные персоналии действующих лиц используются не для драмы, а в качестве красочного наполнителя пространства, элементы детектива выступают средством движения истории, но отнюдь не самоцелью; и всё это сделано ради собственно зрелища. Студия MAPPA в некотором смысле специалист в индустрии развлечений, так что качественный entertainment обеспечен и не удивителен. Тут бы можно было посетовать на уклон современности в мейнстрим, а не в авторские проекты, в которых чаще прослеживается глубина и оригинальность мысли, но это не тот случай. Да, кажется, словно в Дорохедоро не хватает чего-то человеческого, какого-то эмоционального отклика, посыла, как бы то ни было, аниме получилось весьма интересным. А его визитной карточкой стал стиль. Чего-чего, а этого у Дорохедоро не отнять.
Я посмотрел аниме, написал первую версию рецензии, глянул отзывы на разных сайтах, переварил всё и написал вторую версию.
Это мне напомнило шутку Вани Усовича про Навального.
«Да нормальный тип. Чё-то борется с коррупцией. Здорово!..»
Потом смотрю Дудя, Дудь говорит:
«Ну, к Навальному много вопросов…»
И я такой… Действительно. (Пауза)
Есть парочка вопросов… У меня лично к Навальному…
Потом смотрю другое интервью и там говорят:
«То, чем занимается Навальный, нужно иметь смелость для этого…»
И я такой:
«Согласен…»
Потом говорю с кем-то в жизни, мне говорят:
«Ну ты же понимаешь, что Навального на это место просто поставили?»
И я такой:
«Я это прекрасно понимаю»
Так и я после просмотра Дорохедоро…
Думаю:
«Выглядит круто, хочу продолжение, Эбису - краш…»
Потом смотрю отзывы на Шики, отзывы на Шики:
«Японцы до сих пор не могут сиджиай не хватает фпсов, как всегда получил от нихон 3д брейнлаг…»
«Честно говоря - дерьмо редкостное. Это про сюжет…»
«Весь сюжет по сути движим лозунгом “разгадаем загадку крокодильей башки”…»
И я такой… Действительно. (Пауза)
Потом читаю рецензии на MyAnimeList, там пишут:
«Я в замешательстве, но мне нравится…»
«Лучше прочтите мангу…»
И я такой:
«Понял. Хорошо.»
Читаю мангу, чекаю новости.
«MAPPA и Netflix вряд ли готовят второй сезон Дорохедоро в ближайшее время…»
И я такой:
«Ммм. Ёпрст, ладно. Ну, я не знаю, я не удивлён. Вот, если б водка подешевела, я бы прям щас скончался. От счастья…»
Дальше я прочитал мангу и пересмотрел аниме. Подправил второй вариант рецензии.
Таки шо, мина-сан, я хочу сказать…
Шедевром в полноценном и самостоятельном смысле слова Дорохедоро я не назову. Тут есть существенный для меня минус, а именно: отсутствие центральной идеи художественного произведения, следовательно нет многопланового раскрытия и подсознательного влияния на восприятие смотрящего. То, к чему в манге свели всю историю (Дыра - воплощение мук жертв магов как финальный босс/злодей) - дешёвый и заезженный трюк. Ну а все попутно затронутые темы были просто мимоходом зацеплены для оправдания общей сюжетной фантасмагории; они были лишь предлогом к процессу искусства, к рисованию манги, пускай и очешуительной. В любом случае Дорохедоро остаётся в моём списке любимейших аниме. И я бы не прочь увидеть продолжение такого же уровня как первый сезон. Охота взглянуть на человеческое обличье Хару, на то, как Турок (Индейка) снимает маску, на трансформацию Никайдо в дьявола, на танец злорадства Асу, на катящиеся по полу отсечённые головы Фудзиты и Тёты, на то, как Син засаживает Ной булавку и, конечно, на пельмень-палку и пельмошлем Каймана с завидующим Чидарумой. Хочу больше Кикураге-ня и угарающей милашки Эбису.
Подводя итоги, думаю опровергнуть несколько претензий к аниме.
3D
Оно вполне органично смотрится, в рисовке выглядит довольно нормально. Чаще его используют просто как «операторский» приём. Где-то тайтл от этого даже выигрывает, а в боях - 3D добавляет пространства. Так, например, в первой сходке Каймана и Никайдо с чистильщиками. Фактически сцена занимает мгновения и секунды, но с помощью 3D «съёмки» и slow mo при ударе, схватка играет со временем. Могу согласиться только с редким ощущением нехватки фпс в спокойных кадрах, когда персонажи смотрятся слегка деревянно, как куклы.
Сеттинг
Основной придиркой здесь были маски. В комментариях негодовали: «Зачем они нужны?». Ответ по-моему прост: «Для конфиденциальности, крутости и сумбура».
Сюжет и концепция смертности
Чтобы смириться с этим надо понимать - проект делался забавы ради.
А первый сезон аниме я считаю образцом замечательной адаптации. Интерьеры напоминают «Бойцовский клуб» и «Леденящие душу приключения Сабрины». Саундтрек играет свою роль. Сейю (особенно Каймана) прекрасно передают японский дух. Дорохедоро достойно быть в ТОП-100.
По законам математики итоговой оценкой должна быть 7, но сердце мне шепчет: "8"...
В большинстве случаев на аниме огромное влияние оказывает рисовка манги. Дорохедоро выделяется брутальным стилем грязного реализма в контексте сеттинга с отбросами и магами. В наркоманских опенинге и эндингах музыка от J pop группы (K)NoW_NAME идеально подчёркивает криповые тона. А вся эта панк клоунада в эпицентре калейдоскопа из крови, пельменей и мухоморов выглядит, по крайней мере, неординарно на фоне других тайтлов.