Как же обидно осознавать, что мир вокруг - серый, меркантильный, злой и завистливый. И еще печальней от того, что это не мир, а мы. Мы делаем этот мир таким, какой он есть. Судим о людях по одежде и достатку. Оцениваем человека за его внешность и формы. Живем брендами и трендами. Занимаемся тем, что модно, а не что нравится. Акцентируем внимание на недостатках, а не достоинствах. А вдруг найдя их, эти достоинства - зачастую высмеиваем. Нам так легко сделать другому, даже близкому человеку больно, а после - убеждать себя, что в этом нет нашей вины. Но когда больно нам - винить в этом всю вселенную и жалеть, жалеть, жалеть себя. И так сложно сказать доброе слово. Ведь посчитают слабым и неискренним. И всегда бежим. Бежим от проблем, бежим от обещаний, бежим от тех, кто нам дорог, от себя. И думаем, что за поворотом ждет лучшая жизнь, ведь где же ей еще быть. А прошлая нас недостойна. И лишь повернув в звенящую, оглушающую темноту и обернувшись назад - понимаем, что теряем.
Как так?!
Я себе и представить не мог, что буду писать отзыв на «Корзинку фруктов». Сёдзё, слащавые до приторности герои мужского пола, да еще которых, к тому же - чрезмерно много, щепотка мистики и тягучий сюжет... Примерно так выглядит мой черный день. Но, как обычно - клюнул на оценку под тайтлом, хотя нутром чувствовал подвох. Да, ни одного сериала или фильма я еще не бросал, всегда стараюсь дать шанс любому произведению на реабилитацию для личного восприятия, но данный случай был больше всего близок к тому, чтобы стать первым из всех, закончив славную традицию. Шутка ли, времени свободного сейчас в достатке, но, начав погружение в конце августа - закончил с просмотром я только сейчас. Однако, здравствуйте!
Минутка духоты
Первоисточником сериала является одноименная манга авторства Нацуки Такаи (настоящее имя Нана Хатаке), вышедшая в свет в далеком 1998 году и выпускавшаяся вплоть до 2006. Именно данное произведение и предопределило дальнейшую судьбу Нацуки, сделав из начинающего художника - мангаку мирового масштаба, причем без преувеличений. «Fruits Basket», согласно опросу министерства культуры Японии, проведенному в 2007 году - занимал поистине невероятную 37-ю строчку среди всех когда-либо выпускавшихся изданий данной тематики. Сейчас, надо думать, что рейтинги просели, однако это никак не отменяет того, что манга и по сей день является культовой. Помимо родной Японии - история имела популярность во множестве других стран: Северная Америка, Великобритания, Сингапур, Австралия, Новая Зеландия. При этом в одной лишь Японии было продано более 18 миллионов экземпляров, общий же тираж превысил отметку 30млн, а В США и Канаде, при всей придирчивости местной публики - издание стало бесспорным бестселлером на долгое время. Что интересно - официально переведена и продавалась в том числе и в России, где, при содействии компании Комикс-Арт, купившей лицензию на издание в 2009 - вышла в свет годом позже. В 2001-м Нацуке была удостоена престижнейшей премии Коданся в номинации "лучшая сёдзё манга года". Одновременно с этим событием - появилась и первая аниме-адаптация от Studio Deen, дебютировавшая 5 июля на популярном канале TV Tokyo. Однако этим приключения знаков зодиака не окончились и в 2019 на суд зрителям был представлен 63-серийный ремейк «Корзинки» от небезызвестной TMS Entertainment, ставший еще более приближенным по повествованию к первоисточнику, нежели первая версия, которая, судя по отзывам - не чуралась отступать от оригинала и переиначивать некоторые моменты. Несмотря на дальнейшие старания Нацуки не получить титул "автора одного произведения" - избежать этого не удалось. После нескольких неудачных попыток с новыми работами - мангака приняла решение вернуться к истокам, но уже с абсолютно новой историей: «Fruits Basket Another». Произведение хоть и имеет фанбазу в Японии, но далеко не в тех масштабах, что изначальная версия.
Несмотря на то, что первая аниме-адаптация культовой манги прошла не без вышеописанных огрехов - она была хорошо принята публикой, во многом из-за популярности первоисточника. Фанаты закрывали глаза на то, что некоторые персонажи не соответствуют оригиналу, а отдельные эпизоды и вовсе удалены или переиначены на свой лад. Сериал занимал высокие места в авторитетных рейтингах и топах Японии, а порой и возглавлял их на какое-то время, да и без наград не остался - получил премию Гран-при Animage. Также тепло сериал приняли и профессиональные критики с рецензентами, от которых он удосужился, в целом, хороших отзывов и высоких баллов. Но первая экранизация адаптировала лишь часть манги, фанаты хотели большего и требовали продолжения, на их просьбы откликнулась Funimation Entertainment, запустив в 2005 году флешмоб по созданию 1000 бумажных журавликов, что в японском фольклоре означает неминуемое исполнение чьего-то желания. О том, что акция имела успех - говорить не приходится и организаторы, не долго думая - загадали общее желание: запустить новое аниме по старой манге, отправив фотографии процесса и результаты работ в офис предыдущей студии. В 2018 желание многих тысяч человек исполнилось и был анонсирован новый сериал. Реинкарнация получила еще более теплый отклик экспертов и зрителей, прекрасную статистику просмотров, а вишенкой на торте стал приз 8thATA в номинации "лучший сериал 2021 года".
К делу
Сам по себе сериал - это классический сёдзё, то есть аниме, рассчитанное на молодую женскую аудиторию. И именно этот момент я почему-то упустил, когда принимал решение смотреть. Также не заметил в жанрах еще одну пикантную особенность: гарем (для девочек). Всем спасибо и до новых встреч! Я не эксперт в таких делах, конечно, но да, девочкам это придется по духу куда больше, чем мальчикам, мужчинам и мужикам, полагаю. К гарему (для девочек) я был готов, которого, по факту - там и не было, а вот к приторно-слащавым мордочкам практически всех мужских героев меня жизнь не подготовила. Я не могу сказать, что я какой-то там гомофоб, но внешность доброй половины, если не 90% героев - настолько "сладкая", что мне было даже горько. Это был первый момент, который, вкупе с не захватившим, хоть и достаточно интересным сюжетом - заставил меня засунуть тайтл в список брошенного. Поразмышляв пару дней - пришел к выводу, что не так уж и страшны холеные мордочки этих Юки, Шигурэ, Момидзи и Аямэ, ну, потерплю как-нибудь, вдруг дальше будет интересней? Вернулся, включил и тут, как насмешка - в уши полились какие то очевидные намеки о плотских утехах, причем далеко не в классическом виде. Аниме вновь полетело в список отвергнутого, но теперь уже для подготовки к возвращению понадобилось около недели. Ну, может шутят они так, шутка же, joke, так ведь? Снова собрался с мыслями, снова включил - и что бы вы думали? Буквально через пару серий - один из героев начал открыто ластиться к главе семьи. Стоит ли упоминать, что они оба одного пола? Вот эти вот покрасневшие щечки, похотливо блестящие глаза, милая и убаюкивающая музыка и нежные слова... Что происходит? Это правда «Корзинка Фруктов», а не «Мешок Содома», который тебе нет-нет, да и подкидывают, как только ты на миг потерял бдительность? Я был в глубоком смятении, опустошении и непонимании, но решил, что принципиально досмотрю это дело, чем бы оно не закончилось. Ну и в конце, досмотрев, с чистой совестью перенес его в любимое. Гусары, молчать!!! Сейчас все объясню.
Внимание! Спойлеров нет!
Все вышеописанное - не смеха ради. Это мои реальные эмоции после начала просмотра. И я сильно удивился, когда узнал, что количество тех, кто бросил данный сериал - на уровне всего лишь 5%. В тот момент подумалось: может я не такой? Ну да ладно, давайте плавно переходить к сути, а начнем с общего подведения итогов эпитетами: это и правда неимоверно доброе, трогательное и приятное аниме с очень интересной, необычной, но безобразно затянутой историей. По сути - это повседневность с типичной для японского аниматографа романтикой: наивной, нерешительной, с огромным количеством копания в себе, в своем прошлом, но оттого не менее милой и чуткой. Я очень неоднозначно отношусь к любой мистике, но именно «Корзинка Фруктов» - это то, где она в меру и к месту, то, что разительно отличает ее от других проходняков со слезами и неумелыми школьными признаниями, самая что ни на есть изюминка, да притом потрясающе продуманная. Здесь не нужно искать филлеры - их нет, здесь не будет откровенно пустых серий - все они, так или иначе, но получат сюжетную обвязку, здесь не будет исекаев, подсекаев и прочих средних обсикаев в угоду расширения хронометража. Но есть и минусы: невероятное затягивание сюжета, просто чрезмерное, а также колоссальное раскрытие персонажей, ну и крепкая мужская дружба, которая может сперва вызвать непонимание и удивление, но, поверьте, все встанет на свои места. В общем - не смейте бросать это на первом или втором сезоне, дотяните до третьего, не совершайте ошибки.
Сюжет
А вот тут, даже стараясь избегать спойлеров - парой слов ограничиться не выйдет. Представьте себе восточный гороскоп, он несколько отличается от привычного нам зодиакального пояса. Представили? Теперь представьте девушку с очень непростой судьбой, но которая, несмотря ни на что - улыбается и старается во что бы то ни стало придерживаться своих идеалов и принципов, никого не обвиняя. Кота представили? Отлично! А тираничного владыку, который почти всем этим управляет? Ну вот как только картина в голове сложится - тогда и получится «Корзинка Фруктов». Зашкаливающее количество действующих лиц - не для галочки, все будет разворачиваться, как многие догадались - вокруг этих самых знаков зодиака. И это не страшно, всех запомните и никто не станет в сюжете лишним статистом.
Хонда Тору, старшеклассница, которая осталась сиротой, но делает все, чтобы не причинять проблем другим - селится в палатке на открытом воздухе просто потому, что в доме ее опекуна проводится ремонт и остальные домочадцы временного пристанища ей не особо то и рады. Из вещей - нехитрая одежда, учебники, кепка, которая ей дорога, а также фотография умершей мамы, с которой она разговаривает и делится новостями. Именно так начинается сериал и это сразу трогает за душу. Она не воет, не рассказывает всем, как ей трудно, наоборот, пряча свои эмоции глубоко внутри - никого не грузит и ничего не требует от этого мира, всего лишь хочет не расстроить маму своими действиями и поступками. И вот, по пути в школу, волею судьбы и сюжета - натыкается на дом, где завязывает беседу с его хозяином, одним из 13 знаков зодиака. Именно 13, я не ошибся. По доброте душевной (нет) хозяина - Тору временно оседает в этом доме, принадлежащем семье Сома. И буквально сразу понимает, что ждет ее то еще приключение. В один момент трое сожителей превращаются в животных, но не подумайте ничего плохого: в милую крысу, собачку и котика. А все почему? А потому что проклятье, знать надо. Члены семьи Сома, при объятьях с лицами противоположного пола - моментально принимают обличье своего знака зодиака на какое-то время, а потом возвращаются обратно в человеческий вид. А вы думали, что «В лес, где мерцают светлячки» - такое уникальное? Ну ну.
Казалось бы - маразм. Но, как ни удивительно - не на этом будет строиться сюжет, хотя именно это послужит его основным двигателем и мотивацией всех без исключения. А главное - никакого чрезмерного абьюза данных превращений, просто потому, что сериал не про мистику с фантастикой, а про отношения людей, их эмоции, желания, стремления и свершения. Очень хорошо показанные, надо признать, хоть и с немалой толикой детской наивности. Ну а что вы хотели, сёдзё же. И знаете, что? Больше о сюжете я говорить не хочу. Не потому, что не помню, или печатать надоело - а потому что он цельный. Настолько, что дальнейшее повествование может превратиться в один большой спойлер. Давненько я не встречал подобного, когда авторам удается обойтись без побочных линий истории и других ее ответвлений. Все, что вы будете видеть - рано или поздно получит свою развязку, притом она будет общая и объединенная. Происходить просто так тут не будет практически ничего. И, как по мне - это превосходно.
Достоинства и недостатки
+ Интересный и в меру запутанный сюжет.
Основная канва понятна с первых серий, это хорошо, но с течением времени сюжет начинает прирастать новыми подробностями, с которыми сталкиваются герои. При этом они не перегружают восприятие, а лишь добавляют интриги.
+ Мораль и общий посыл.
Данный фактор можно приписывать большинству картин, но тут, в первую очередь за счет внимания к деталям и эмоциям - он воспринимается особо остро. Да, банально, да, прописные истины, но переданы отлично, не приторно, но и не мимолетно.
+ Музыка.
Что в опенингах, что в эндингах, что фоном - играет соответствующая происходящему музыка. Тут нет Radwimps, The Pillows или My First Story, но она весьма качественная и, порой, даже запоминающаяся. В мой плейлист ушло:
Monkey Magic - Eden;
Vickeblanka - Lucky Ending.
+ Драматичность, романтичность.
Работает по принципу снежного кома, который катится незаметно аж два с половиной сезона, но сполна раскрывается в конце третьего.
+ Мистика.
Удивительно, но это первый раз, когда я добавляю подобное в плюсы. Но, как писал выше - она тут выше всяких похвал. Та история, которая была придумана - уникальна и очень органично вписана в происходящее, тем самым регулируя с течением времени сюжет в ту или иную сторону.
+ Завершенность.
Так как во второй адаптации манга экранизирована полностью - то и история выглядит максимально цельной, без вот этих вот ваших "открытых концовок".
+ Финал.
Он шикарен.
- Гарем (для девочек).
Обманули. Девочки, там нет гарема.
- Избыток карикатурной рисовки.
Перестарались с гиперболизацией чувств и эмоций, это, конечно, субъективно, но подобный стиль рисовки, как по мне - выглядит халтурно и как-то дешево, что ли. Тем более, что можно же и классическим образом передать все те переживания, которые пытаются гиперболизировать.
- Затянутость.
Это не обсуждается. Есть случаи, когда потянуть повествование бывает полезным, дабы придать большей эпичности и драматичности, но тут с этим явный перебор.
- Флешбеки.
Пожалуй, чуть ли не 10% сериала - это флешбеки героев в прошлое, притом были бы они хоть нарисованы уникально, но нам дают просто кадры, которые мы уже видели. Опять же, это эффективный прием ко многим ситуациям, но с ним очередной перебор.
- \ + - Рисовка.
Слабому полу, во всяком случае большей его части - она точно зайдет. Мне, по понятным причинам - нет. Опостылели не только эти метросексуальные парни на протяжении 60+ серий, но и то, как нарисована сама Тору - не по мне. То ли дело Ханашима, вот она хороша. Но, увы, второстепенна. В остальном придраться не к чему, детализация, цвета, естественность картинки - на высоком уровне.
- \ + - Персонажи и их раскрытие.
Их тут и так больше 20 (!), так еще и практически каждый (!) из них имеет собственную, весьма глубокую арку, в момент развития которой - максимально глубоко и дотошно рассказывается, как он докатился до такой жизни. Это, несомненно, круто, но начинает надоедать со временем.
Что ты вообще несешь, наркоман?
Спросите, как так вышло, что я на протяжении всего отзыва - в основном хаю сериал, но добавил его в любимое? Нормальный ли я вообще? Нет, и это не секрет! Но, несмотря на данный недостаток - я попытаюсь объяснить. Да, на протяжении долгого времени во время просмотра я испытывал разные ощущения, но большинство из них были отрицательными: скука, непонимание, стыд, даже злость временами. Но это тот случай, о чем как то говорил в комментариях один мудрый человек:
Бывают исключения, я до сих пор борюсь с собой при просмотре, только ради этих исключений. Порой мучения оправдывают себя, но в большинстве случаев нет
Так вот - это тот самый случай. Смотрели «Врата Штейна»? Да, но бросили? Скучно? Ну вот тут так же, только умножьте все на 3. Но, черт побери, насколько вывозит концовка. Это как наблюдать, как закройщица несколько часов перебирает нитки, меняет иглы, но ткань как была бесформенным куском материи, так им и остается. И вдруг, в какой-то очень короткий момент, из этого вороха ниток и шелка - начинает появляться что-то красивое и прекрасное, причем без видимых усилий или превозмоганий, будто само собой. И выглядит это настолько круто и волшебно, что захватывает. Точно так же и тут. Весь тот вязкий, как кисель, сюжет - начинает складываться, затягивая с собой все больше и больше контента, на который ты смотрел уставшими глазами, преобразовывая это в единую и прекрасную картину. Отчасти веселую, отчасти очень грустную, очень трогательную и добрую. За несколько серий до конца, в эпизоде с падением Тору - я молил Бога: пожалуйста, так все и должно закончиться, тут не нужна хорошая концовка! Но она была, и превзошла все мои ожидания. Связать такое количество персонажей, историй, конфликтов и борьбы воедино - это действительно искусство. И плевать, что это сёдзё, и, казалось бы - мне должно быть стыдно смотреть это. Да едва ли. Это атмосферно, это эмоционально, это мило и это превосходно. Да, до этого, как говорится - нужно дожить, но вот этот контраст между убаюкивающим и размеренным рассказом, резко перетекающим в драму, показывающим истинные лица главных героев и их эмоциональный пик - того стоит. Может, конечно, я излишне сентиментален и впечатлителен, но и отзыв я пишу субъективный, ни в коем разе не претендующий на истину. Стоит смотреть? Определенно. Если вы терпеливый человек - то вы точно не останетесь равнодушным. А если нет - то проверите, на сколько вас хватит.
Отдельно стоит отметить полнометражный фильм. Первая его треть повествует о финале сериала, а вот остальная часть - отдельная история о той самой маме, фотографию которой Тору так бережно и ревностно хранит в рамочке. Он ничем, кроме хронометража - не уступает основному произведению. Разве что события развиваются куда быстрей, но для меня это оказалось скорее плюсом, нежели минусом. Отличное дополнение к сериалу.
Как обычно - спасибо за внимание и до новых встреч! Оставайтесь людьми, как Тору, ну и цените близких!
Хочется крикнуть - остановитесь, не бегите, цените то, что у вас есть. Тех, кто окружает вас сейчас. Научитесь прощать, научитесь извиняться, научитесь обращать недостатки в достоинства. Не тоните в этом тяжелом и вязком мраке! Но окутавшая темнота и пустота - поглощает так, что трудно дышать. Слова, что когда-то были сказаны - повисают тяжелыми гирями на ногах, а действия, которые еще вчера казались крутыми - связывают руки. Мы лишь открываем рот, но и звука выдавить не можем из себя. В глазах уже нет ни страха, ни отчаяния, ни грусти. Лишь пустота. Прости, ведь я просто завидовал! А тебе наговорил всего потому, что хотел самоутвердиться за счет того, кто слабее! Извини, что сорвался из-за того, что был не в духе, это моя вина! Он не виноват, это сделал я, я! Просто для того, чтобы получить свой кусок пирога, да побольше! Но лишь жалкий хрип, вырвавшийся из груди - нам награда. И люди, которых знали, которых любили, которые нас окружали, но которых не ценили - проносятся сквозь нас в обличье серых силуэтов. Больше они не злятся и не обижаются. Больше они нас не видят. Быстрей и быстрей, будто пробивая тело и душу, навсегда пропадая в этой темноте. Нашей личной, эгоистичной и надменной темноте, которую мы взрастили внутри нас самих...
Как так?!
Минутка духоты
К делу
Сюжет
Достоинства и недостатки
Что ты вообще несешь, наркоман?