Рецензия к аниме «Добро пожаловать в NHK»

Saya
, 690 просмотров
0
Проблема социофобии в Японии - давнишний бич этой страны. Первые задокументированные случаи затворничества датируются 70-ми годами прошлого века, а в конце 90-х это явление даже получило свой термин - хикикомори, который ввел японский психиатр Тамаки Сайто и что буквально означает "сидеть взаперти, уединяться". Несмотря на то, что во многих произведениях данная проблема присуща школьникам, студентам и молодым людям - средний возраст типичного хикикомори приблизительно равен 32-35 годам, а длительность пребывания в этом состоянии тем дольше, чем старше человек. Например, лица до 20 лет, по статистике - проводят взаперти, в основном, от 1 до 5 лет, в то время как люди постарше - от 7 и более, а многие из них, к сожалению, уже никогда не выходят из этого состояния.

Image
Несмотря на стремление властей побороть проблему - она лишь ширится с годами. По данным исследования 2019 года - затворническую жизнь ведут более 1.1 млн японцев, а более полутора миллионов их сограждан находятся в зоне риска, что в совокупности составляет устрашающие два с небольшим процента от всего населения страны. Парадоксальным выглядит и то, что массовое оружие, такое как кинематограф и аниме, которым планировалось отчасти решать проблему - по итогу обернулось против тех, кто решил его применить. По статистике - более 80% японцев смотрят телевизор и все, что с ним связанно, при этом же данное соотношение среди хикикомори, на удивление - меньше. Итогом послужило не излечение, а усугубление состояния и активный рост затворников - люди, не имевшие доселе наклонности к самоизоляции, после просмотра художественных произведений по данной проблеме - решались на подражание поведения и образа жизни оных. К счастью, «NHK ni Youkoso!» нельзя отнести к данной категории и это одна из тех картин, которая пожертвовала няшностью, милотой и кавайностью - во имя благородной цели. Хотя слово жертва тут не совсем уместно. Скорее - это естественный облик, который не пытается казаться, а существует таким, каким и задумывался изначально. Правда и здесь было не все так гладко не только с посылом, но и с самим становлением произведения в целом, ведь у него была непростая судьба, впрочем, как и у автора.

Одним из первых данную проблему затронул Такимото Тацухико, на тот момент - молодой и начинающий писатель, для которого «Добро пожаловать в NHK» стала второй работой в карьере, а также первой и, на сегодняшний день - последней, имевшей успех и популярность не только на родине автора, но и за ее пределами. На момент издания своего романа - Такимото было всего 24 года, но он, как никто другой, мог передать эмоции, страдания и атмосферу настоящего хикикамори, просто потому, что сам являлся таковым на то время. Возможно, что именно этот фактор и стал решающим, предопределив признание, которое получила история в дальнейшем. Как пояснял сам Такимото - это не автобиография и он никак не сопоставлял себя главному герою, а лишь являлся практикующим экспертом в социальном поведении и проблемах, окружавших персонажей из его произведения. Из этого можно сделать вывод, что творение изначально не задумывалось как учебное пособие по реабилитации и выздоравливанию, а, скорее - ярко, реалистично и детально показывало неприглядную и пугающую действительность, с которой может столкнуться каждый.

Image

Что интересно - само ранобэ, опубликованное издательством Kadokawa Shoten в 2002 году - не имело ошеломляющего успеха, выпускалось в формате бункобона и меркло в бушующем море других произведений и авторов, хотя и нашло своих поклонников, но далеко не в том количестве, которое хотел бы видеть Такимото. Все бы так и закончилось, если бы не манга-адаптация, выпущенная той же компанией в журнале Shonen Ace годом позже, а если быть точнее - маркетинговый ход, когда с ограниченным томом - читатели получили еще и фигурку одного из главных персонажей, Мисаки Накахары.

  Image

Это стремительно увеличило объемы реализации и позволило на какое-то время расположиться в топ-3 по продажам на Amazon.com среди изданий на японском языке, а вместе с этим - обрести увеличивающуюся аудиторию с пропорционально возрастающей популярностью произведения в целом. Следующими бонусами была компьютерная игра, которую разрабатывали главные герои (хотя общего с сериалом она имела мало), а также шутливый диплом об окончании курса хикикомори. Все это дополнительно подстегивало интерес, помогало искать новых поклонников и, как следствие - в 2006 году состоялся перевод манги на английский и выпуск в США компанией Viz Media, которую очень хорошо приняли на Западе и по популярности она соперничала с данными продаж на родине, обретя поистине мировую славу. Ввиду вышеописанных успехов - «NHK» ожидаемо рассматривался для экранизации и, наконец, вышел в свет в 2006 на японском телеканале Chiba TV. Над сериалом трудилась студия Gonzo под руководством Ямамото Юсукэ, для которой данное аниме стало одной из лучших работ за всю историю существования, несмотря на огромное количество других творений и почтенный 31-летний стаж. Стоит также отметить и то, что производство проходило в условиях недостаточного финансирования и могло быть заморожено на неопределенный срок, но все же было благополучно завершено. Несмотря на позитивный отклик экспертов, критиков и высокий средний балл на авторитетных площадках - широкого признания аниме так и не добилось, сильно уступая по популярности манге, оставшись нишевым продуктом, хоть и достаточно качественным для своего времени. Помимо Японии, сериал официально транслировался в Австралии и Новой Зеландии, а также продавался на DVD в США.

Image

История расскажет нам о подростках, которые, ввиду различных причин - становятся хикикомори, но каждый из них в глубине души все же надеется вернуться к нормальной жизни, используя для этого различные приемы. Осознание, отвращение, отчаяние, безнадежность и неприятие, вкупе с тусклым, далеким, но теплым лучом надежды и счастья, маячащим где-то там, за горизонтом, к которому хочется приблизиться, но сделать это невероятно трудно. Действующих лиц хоть и не много, но все они колоритны по-своему. Интересный факт: главным героем является молодой человек 22-х лет от роду по имени Сато Тацухиро, что минимально отличается от фамилии самого автора, несмотря на его заявления о том, что он пытался избежать сопоставлений. Сериал выделяется отличным и глубоким раскрытием персонажей, обилием психологических приемов, а также вниманием к мелочам. Легкое начало, несколько неуместный комедийный отрезок в середине и философски-драматичный финал - то, чего стоит ждать от 24 серий, а основные события будут разворачиваться вокруг вымышленной Nihon Hikikomori Kyoukai (Японская Корпорация Хикикомори) и ее влияния на главного героя. Стоит признать, что посыл и техника его подачи в аниме - весьма неординарна и актуальна даже для 2023 года, не говоря уже про дебютный 2006, картина по сей день не выглядит устаревшей, что впечатляет.

Однако сюжет - это одновременно и то, что, во многом, послужило фактором не самой высокой популярности сериала. Для тех лет он, по всей вероятности - оказался непрост в понимании для широких масс, а также излишне растянут в хронометраже. Стоит отметить и то, что роман, манга и сериал - довольно сильно отличаются друг от друга, что может быть еще одним обстоятельством потери внимания со стороны поклонников. На всем протяжении выпуска, начиная от ранобэ и заканчивая ТВ-версией - оттуда поэтапно удалялись вещи, которые могли объективно увеличить возрастной рейтинг и шокировать зрителя, такие как наркотики, лоликон и многое другое. В романе и манге герои принимали запрещенные препараты, создавали бомбы, задумывали теракты, а также разлагались морально куда сильнее, чем это передано в экранизированной версии. Даже финал - и тот отличается от концовки манги, пусть и не разительно, но факт остается фактом.

Нужно признать, что «Добро пожаловать в NHK» - далеко не целиком и полностью посвящен затворничеству. Скорее - это собирательный образ фобий и психических отклонений, которые встречаются в современном обществе. Игромания, сетевой маркетинг, мысли о суициде, разврат и похоть, тунеядство, которое на Западе имеет аббревиатуру NEET. Да и поучительным или мотивирующим его назвать сложно. При этом есть и разительные отличия от сериалов, которые впоследствии стали плодиться как грибы на горячей теме хикикомори: здесь не появляется особой симпатии к героям, они не выглядят милой жертвой обстоятельств, в отличие от нынешних творений, где очередной отаку или хикка - непременно встречает самую красивую и полноценную девушку, которая в него непонятно почему влюбляется, а друзья, взявшиеся невесть откуда - помогают и подбадривают во всем, излечивая раны. Нет, здесь больше упора в реализм и естественность процессов, а это неизбежно вызывает некое отторжение и брезгливость, потому как реальность в сериале не сказать, что близка к нормальной. Именно это и отличает «NHK» от шаблонных и попсовых работ на тему затворничества, где во главе угла было не отвращение к происходящему, а наоборот - сострадание с умилением, нивелированное банальными посылами вскользь о том, что это плохо и так делать нельзя. Именно подобным работам стоит сказать спасибо за то, что зрители, вместо того, чтобы осознавать и понимать опасность - стали, наоборот, подражать и копировать поведение своих художественных героев и героинь. Здесь же, скорее, на подсознательном уровне укрепится понимание, что подобного нужно сторониться и делать все, чтобы не скатиться в подобную глубокую и зловонную яму, из которой неимоверно сложно выбраться. Благодаря такой подаче - также удалось уйти от клише "морально-нравственного" фильма, который бы воспринялся как некое обучение, натаскивание или предостережение с банальными фразами о том, что быть таким плохо, лучше будь сильным и успешным. Вроде бы и не поучают, но все настолько очевидно, что большинство смотревших должно сделать правильный вывод и вынести некие уроки. Сами для себя. И эти уроки, в теории - окажутся верными, а кому-то еще и нужными. 

Image

Подводя итог - скажу, что несмотря на некоторые странные моменты, затянутый сюжет, порой излишние страдания, диалоги и копания в себе - сериал незаметно и размеренно добился своей цели. Во-первых - удалось рассказать интересную, оригинальную и необычную историю, во-вторых - акцентировать внимание на возможных актуальных проблемах, с которыми зритель может столкнуться в своей жизни и, быть может - найдет ответ исходя из полученной информации. А главное - аниме оставляет аудитории право думать, не загоняя в рамки и стереотипы о нормальности и ни в чем не убеждая. Даже несмотря на некое возникающее отвращение - ты продолжаешь верить героям, рассказ не видится сказкой, а эмоции, переживания и отчаяние переданы настолько точно, насколько это возможно. И нонсенс в том, что передаются они не заезженными клише со слезами, криками и истериками, а посредству раскрытия персонажей и их дальнейших действий и решений, в которых угадываются не только приклеенные негативные ярлыки, но и стремление, сила воли и трудолюбие, пусть и возникающее ввиду очевидных, порой физиологических факторов. Картина может вызвать скуку, но не равнодушие. Ее не получится посмотреть без эмоций. И это важно, потому что действительно хорошие психологические картины - именно так и должны быть восприняты. И пусть просмотры не зашкаливают, но общая оценка и те отзывы, которые сериал получил, в том числе и от профессионалов - лишь подтверждают вышеописанное. Потому я считаю, что Такимото Тацухико, а также все причастные - не зря потратили свое время и явили миру пусть и неидеальное, но очень своеобразное произведение, которое стоит того, чтобы потратить на него свое время.

Всем спасибо за внимание и до новых встреч!


А если прекратить дурачиться и строить из себя тру-рецензента - то по окончании просмотра у меня остались очень специфические и неоднозначные впечатления. Мне точно сериал не понравился, и особо вопиющие случаи я разберу ниже, но я так же не могу сказать, что он плохой. Я долго пытался сформулировать и собрать мысли воедино относительно просмотренного, но ни к какому определенному и вменяемому заключению так и не пришел, кроме того, что чем-то история напоминает фильмы Василия Сигарева в плане входящей эмоциональности. Там тоже сюжеты вполне себе житейские, актеры не звездные, бюджеты не "михалковские", но после просмотра любого из трех фильмов - ты не можешь однозначно сказать о чем он и что хотели донести. При этом чувствуешь некое опустошение. Парадокс в том, что о Сигареве, при всей его неоднозначности - я помню, а вот что за боевичек смотрел год назад - не вспомню абсолютно точно, что намекает. «NHK» бесконечно далек от шедевра, да и вряд ли когда-либо стремился им стать. Там достаточно сюжетных дыр и странных кадров, но это не мешает ему быть, отчасти, пронизывающим и глубоким, даже беря в расчет, что это, по сути - мультик.

 
Image
 
Внимание! Спойлеры!
 
Стоит начать с того, что, как говорил выше - сериал сильно отличается от первоисточника. Например, нам никто так и не расскажет, почему Сато казалось, что над ним все смеются, почему с ним разговаривает бытовая техника, а порой чудятся странные существа, распевающие песни, это преподносится как данность, однако, как выяснилось - проблема банальна и также обыденна, как и основной сюжет: наркотики. Которые, разумеется, из аниме убрали. Посему совет номер один: погружаться в историю нужно поэтапно, начиная с ранобэ, продолжая мангой и завершая аниме, в противном случае выглядеть все будет поверхностно и не совсем обоснованно. Один из немногих примеров несоответствия, чтобы понять масштаб:

Вторая половина манги в сравнении с аниме: в манге вконец опустившегося Сато увозят к себе родители, но он продолжает сходить с ума, в момент "просветления" отказывается от лечения и уезжает обратно в Токио жить самостоятельно, где он быстренько проматывает деньги в патинко и становится бомжом. Мисаки же выводит брата жертвы сетевого маркетинга из состояния хикки радикально - вскрывается прямо под его дверью.
Источник: Neolurk

Я, к сожалению, начал с последнего пункта и возвращаться к первым двум не хочу просто потому, что впечатление уже испорчено сериалом. Но, как говорят знающие люди - в романе творится вообще самая мощная грязь, а манга занимает золотую середину.

Совет номер два - не воспринимать «NHK» как что-то современное и не пытаться его понять. Первым впечатлением может быть смятение: в чем проблема взять и выйти на улицу, найти работу и прочее, но узнав чуть больше об авторе - приходит осознание, что это не просто рассказ, а, скорее, крик души. Крик такого же психически больного человека, по сути, как и герои сериала. Именно поэтому данная история, на фоне современных аниме о затворниках - стоит особняком, потому что только человек, переживший подобное сам - может досконально донести простой, но такой скучный факт до зрителя: сложные и глубокие проблемы не имеют простого и красивого решения. При этом без попыток чему-то научить или в чем-то напутствовать.

Совет номер три - если вы хотите посмотреть данный сериал просто потому, что вы отождествляете себя хиккой - не делайте этого. Во-первых, в 99% случаев - к хикке вы не имеете ни малейшего отношения, являясь типичным позером и имитатором, а во-вторых - вам не понравится и заденет вашу самооценку. Здесь нет типичных соплей о том, что героя никто не любит, а он, няшка такая - страдает и замыкается, проливая горючие слезы. Здесь четко и ярко рассказывается о психической болезни.
 
Тем не менее - начало аниме хорошее и размеренное. Тут и знакомство с главным героем, и рассказ о его быте и проблемах, и повесть о его чаяниях и мечтах, которые бьются о суровую реальность и объективные причины. Но ведь это скучно, нужен экшен, и нам его дают! Волею судьбы и по зову случайности - наш герой, Сато, попадает на остров в компании людей, которые хотят уйти из этого бренного мира весьма радикальным образом. Узнает он об этом, разумеется, чуть ли не в последний момент и, внезапно - решается присоединиться к ним, не зря же билет на поезд покупал, деньги ведь никто уже не вернет. И вот настает тот драматический момент, когда пора решаться, но решительности не хватает, ведь день тех, кто смирился и с утра излучал готовность ко всему - был так хорош в компании с главным героем. И вот уже все отказались от запланированного, но только не Сато. Слава богу, что на выручку вовремя приходят друзья и вожделенная Мисаки. И вот что она говорит ему в тот момент, когда он стоит на краю пропасти:

Ты не просто камень на обочине! Ты прежде всего человек!!! Неудачник! Но состоящий из плоти и крови! Ты первый человек которого я встретила, который оказался еще хуже, чем отброс вроде меня! Хиккикамори, опустившийся до бездомной собаки... Поэтому - мне совершенно точно нужен ты, Сато-кун! Пожалуйста, не умирай!

Согласитесь, сильно. Мотивирует и воодушевляет, не так ли? При этом радует, что ответ Сато оказался логичным и вытекающим из этой великолепной эмоциональной и жизнеутверждающей речи:

Я ХОЧУ УМЕРЕТЬ!

Image

По итогу - все заканчивается хорошо, а неудавшихся суицидников селят в пафосный отель с джакузи и вкусной едой. Я до конца надеялся, что это просто предлог, дабы удержать всю толпу до приезда неотложки, с направлением на принудительное лечение и курсом феназипама, но тщетно. Они покушали, попарились, почиллили и просто разбрелись по своим домам с довольными лицами. А потом японцы удивляются: ой, что-то самоубийств у нас в стране много, к дождю, наверное!

Затем зрителя будет ждать ответвление сюжета, где обыгрывается тотальная игромания и сетевой маркетинг. Вещи, безусловно, важные, да и посыл верный, что ничего хорошего из этого, как правило - не выходит, но данная арка выглядит оторвано от основной истории и непонятно, для чего она была нужна в сериале в принципе. Дополнительная порция шуток? Показать, что друзья главного героя такие же "особенные"? Убедить, что Сато сам по себе недалекий? Или это очередной рудимент из манги, который, в следствии сокращения - стал бесполезен для общего повествования? Я так и не нашел ответа.

И подобного несуразного еще много! Однако, если не обращать внимание на такие моменты - то, в целом - история хороша. Она ни к чему не побуждает, ни на что не мотивирует, не несет в себе глубокую мораль или великую идею. Есть такое понятие, как открытая концовка. Вот тут тоже самое, только по отношению ко всем сериям. Каждый вынесет из просмотра что-то свое, каждый сделает личные выводы - и это хорошо. Потому что картины, где подобные трагедии решаются банальными приемами - выглядят нелепо, как и призывы на подобии: "будь сильнее, встань с колен и борись, ты сможешь, все будет хорошо!"
 
Отдельно хочу отметить визуал сериала. Я не люблю олд-скульную рисовку, она какая-то скучная, что ли, серая, безэмоциональная. Но не в этот раз. Может быть выглядит все и не так современно, как хотелось бы, но лично для меня - это одна из самых лучших картин, где эмоции переданы настолько точно и выверено, что диву даешься. Причем подобное я уже писал к аниме «Чудачество любви не помеха», но здесь художники пошли еще дальше: реалистично выглядит не только грусть, слезы или радость, то есть базовые эмоции, как это бывает зачастую, но и остальной, весьма широкий спектр чувств: удивление, апатия, безнадежность, ирония, усталость, отчужденность и прочее. При этом сама мимика мимолетна и не акцентирована. Удивительно, как это удалось сделать так незаметно, но при этом понятно. И вдвойне удивительно, что удалось это сделать такой весьма посредственной студии, как Gonzo.
 
Image
 

Смотреть или нет? Только если вы любите неординарные сюжеты, если не ищете какой-то морали и не ждете, что каждое действие будут в последствии разжевывать и объяснять, а также готовы к тому, что после просмотра вам может стать не совсем психологически комфортно, так как несмотря на присутствие жанра "комедия" - сериал достаточно тяжелый. В остальных случаях - определенно нет, просто потому, что потратите свое время впустую. Понравился ли мне? Трудный вопрос. Я уже приводил в пример фильмы Сигаева, но я не могу сказать, что они мне понравились. Но раз я помню каждый, причем достаточно детально - очевидно, что эти истории запали мне в душу, а это дорогого стоит. Полагаю, что пусть и в меньшей степени, но то же самое можно сказать про «NHK». Сперва я планировал влепить что-то на уровне 5-6 баллов, но во время написания первой псевдо-рецензентной части - пришлось много пользоваться поисковиком, читать отзывы и обзоры, что отчасти ответило на многие вопросы, которые сперва были непонятны, а следовательно - и изменилось восприятие картины в целом. Аниме отличное, но загубленное большим количеством нелогичных, а порой и вовсе ненужных сцен, да вдобавок ко всему неформатное. Мне кажется, что конкретно в данном случае - лучше почитать мангу, а сериал смотреть по остаточному признаку. Во всяком случае - я бы сейчас поступил именно так.

  А еще в оригинальной версии - Сато и Мисаки не только подписали свой третий контракт, обязывающих их образно обменяться жизнями, но и таки решили встречаться, однако отложили этот момент до тех пор, пока Сато не встанет на ноги. То есть никогда.

 
7.5\10
 
А вот теперь и правда - спасибо тем, кто осилил и до встречи! :)


А вот и нет.
Добавлено 04.11.23. Манга.

Я так много понаписал про мангу, не читая ее, что стало совестно. Что ж, я искоренил данный недостаток в себе и даже имею некоторые мысли по поводу этого. Она и правда разительно отличается от аниме. Читая ее - понимаешь, конечно, что речь про все того же Сато, Мисаки и «NHK», но, во-первых, куча событий, которые были в экранизации - в манге сильно переиначены. Нет никаких попыток прыжков со скал (вообще ни разу), нет акцента на комедию в ответвлении сюжета о сетевом маркетинге, да и много чего еще. Во-вторых - совершенно другой финал во всех отношениях, начиная с места событий, заканчивая диалогами и развязкой. И, наконец - нет многих главных атрибутов самого аниме, либо же они настолько незначительны, что их можно не заметить, как те же разговоры с бытовой техникой или гномы, поющие песни. Но при этом - я не могу взять и однозначно рекомендовать чтение всем и каждому. Мое мнение, конечно, основывается лишь на личном восприятии, но скажу коротко: манга так же неоднозначна, как и аниме, только по-своему. И я не мог отделаться от мысли, что первая половина мне дико понравилась и стоит на несколько ступеней выше, нежели сериал - но чем дальше я отдалялся от середины, тем меньше она мне заходила. Последние же главы и вовсе превратились в какой-то неимоверный и кислотный треш, из которого трудно было почерпнуть хоть какую-то логику и смысл. Там больше чувств, изуродованных переживаний, недосказанности, грязи, а Мисаки и вовсе не похожа на саму себя, представая в абсолютно ином свете. Фанатам тайтла - строго читать, хотя они сделали это давно и без моих советов, остальным - решайте сами.

Итоговая оценка:
7 / 10 хорошо
Комментарии
↑ Наверх