Рецензия к аниме «Твоя апрельская ложь»
Saya
, 502 просмотра
4
0
Ох уж эти повседневные драмы с романтической ноткой, меня так и тянет к ним, так и манит. Этот сериал уже давно валялся у меня в "планах", как и «Я хочу съесть твою поджелудочную». Оставлял на десерт, был уверен, что, судя по оценке, а в случае с «Апрельской ложью» - еще и хайпом - мне однозначно зайдет и я половину дня буду ходить несколько пришибленным, что является ярким маркером того, что сюжет добрался до струн души. Первым пошла «Поджелудочная». Пошла и пошла, настоящий проходняк в формате полного метра, да, слегка грустно, конечно, но не зацепило и близко, плоско и буднично, что ли. Идея интересная, а вот реализация погибла. Что ж, время творения Исигуро Кёхэя и A-1 Pictures пришло, решил я, принявшись вникать в новую душещипательную историю. И прогадал. Либо я зачерствел, либо восприятие у меня такое, но до восторга далеко. Более того - раздражения я испытывал куда больше, нежели сопереживания вместе с состраданием. Справедливости ради - пара серий по моему "шедеврометру" прошли на ура, но явно не 22. Об этом свою косноязычную песнь и спою я вам.
Зачастую я начинаю с заключения, но не в этот раз. Сегодня, в качестве увертюры - пойдут минусы сериала, которые я отметил для себя. При этом данный список почти в полном объеме был готов еще до просмотра половины тайтла (как же не нравится мне это слово), что является, скорее, исключением из правил и большим недостатком. Поехали:
- История, очевидно, не является сериальным форматом и не должна была им быть. Я как-то писал очерк на довольно нетривиальный «Единственному мне, кто тебя любил \ Каждой тебе, что я раньше любил» - это весьма странная, но необычная полнометражка из двух фильмов. И если там не хватило хронометража для раскрытия всего, что было задумано - то тут он в избытке. Давайте честно: историю, которую растянули даже не на 12, а на 22 серии - можно было достаточно полно и дотошно рассказать за восемь, ну десять - предел. Маркетинг, увы, сделал это аниме неимоверно тягучим, хотя оно таким и задумывалось изначально. К слову - последняя серия вышла лишь на месяц позже, чем была окончена манга, по которой все это дело и снималось, что как бы намекает. И ладно бы, если финал старательно скрывался, но он угадывается после первого обморока Каори, главный героини, если что.
- Поведение и характеры главных героев. Круто, когда плюс на минус дает плюс, когда встречаются противоположности, пламя в воде и небо под ногами, но, черт побери - можно было же сделать их менее раздражающими? Один - это потенциальный, извините, куколд, рохля и мямля. Ничего против описанного не имею в широком смысле этого слова по отношению к другим, всякое бывает, но изображено это пугающе акцентировано. Сложная судьба, трудности, потрясения, но все это не делает человека дебиловатым, если он не болен, конечно. Замкнутым, странным, не таким, как все - да, но... Ладно проехали. А что там с женским героем? Он совсем другой! - кричит нам автор. Да нет, такой же, только с другим характером, ярко выраженный экстраверт или, скорее, холерик (это не болезнь, если что). Но этот темперамент, опять же - утрирован сверхмеры и со временем начинает раздражать.
- Избыток женского насилия. Да да, это норма, это же аниме, все так делают, это смешно (нет)... Я соблюдаю принцип, что на женщину нельзя поднимать руку, что бы не происходило, однако даже при всем этом - я ждал, когда, наконец, Косэй вломит ей в ответ смачного джеба, например, или апперкота. Плюс ко всему - многие тумаки вообще никак не обоснованы и на вопрошающий взгляд главного героя можно отвечать, как говорил мне батя: что бы не расслаблялся! Ну дичь, право дело. Любое насилие должно быть мотивировано в достаточной степени, если, конечно, это не Ж+Ж, такое насилие мы одобряем и готовы лицезреть вечно. В общем, на сколько я понял - именно из-за этого и был добавлен жанр "комедия", которым, по секрету - там даже не пахнет, совсем.
- А комедия, помимо очень веселого причинения легкого и среднего вреда здоровью героя - кроется в карикатурах, я полагаю. Господин Исигуро, у вас концовка случайно вышла такой, задумывался, видимо, смешной гаремник? Легкий мюзикл? Или это вовсе и не драма, которая, по идее - должна обильно увлажнять роговицу и то, что под ней? Я, может, недостаточно проникся стилем аниме культуры, но видеть гиперболизированную карикатурную рисовку в подобных картинах чуть ли не каждую минуту - неестественно и аномально. Есть диссонанс впечатляющий, а тут он неуместный. И дело не в том, что это всего лишь стиль рисовки или что я такое не приемлю: есть треш-сериал «Фури-Кури» и там подобного с избытком, но как гармонично, стильно и круто это смотрится! Огород авторов уже полнится камнями, понимаю, но и это еще не все.
- 14 лет героям. Просто послушайте, какие глубокие и философские темы они порой поднимают, как вдумчиво излагают время от времени свою позицию, какие доводы приводят и как строят свой разговор. Я, конечно, в 14 уже не бил палкой крапиву, но и оставался крайне далек от подобного поведения, что мы видим в сериале. Понимаю, что это мои проблемы, но все же. Очередной диссонанс, бьющий по глазам, ушам и другим выпирающим частям тела. Превратился бы сериал из сёнэна в сэйнэн от того, что в нем персонажи были бы слегка взрослей, соответствуя хотя бы своим речам и раздумьям? Не знаю. Выглядело бы все естественней? Скорей всего - да. Почему героям 14? Не знаю.
- Диалоги*, нет, скорее монологи и размышления, копания в себе. Это здорово, когда данным приемом нам раскрывают персонажа, но не в таком же количестве. Такое ощущение, что Косэй не то что раскрылся, а вывернулся наизнанку и хрустнул. Неоднократно притом. Я уже со второго раза понял, что детство у него было не сладкое, что мама была не такой, как все, что живется ему несколько скверно, но в 4-5 серии мне это продолжают вдалбливать по пятому или шестому разу. Или создатели думали, что раз они сделали придурковатого персонажа, то и зрители такие же? Спешу расстроить, ну или подбодрить себя. Верх цинизма случается тогда, когда эти монологи и потоки сознания начинают перебивать шикарные мелодии классической музыки и не останавливаются чуть ли до последней ноты. Это напомнило мне, когда кто-то покупает себе новенький E-Class купе в шикарном синем металлике, а затем обтягивает его черной позорной полиуретановой пленкой, модно же! Да вот только есть нюанс...
* - Справедливости ради - тут хватает по-настоящему неплохих, умных рассуждений и достойных диалогов, которые стоят внимания и анализа, я, скорее - про количество.
Хватит крутить наждачку фанатам «Апрельской лжи», самое время перейти к достоинствам, а их тоже есть у меня:
- Музыка. Я не буду строить из себя знатока и поклонника классической музыки, я с детства боялся клавишных инструментов, хотя меня и пытались сделать пианистом. Один вид обилия диезов и бемолей (не уверен, что склоняется, извините) - пугал меня, потому я взял гитару и орал по подворотням русский рок. Однако, как бы кто не относился к Баху, Моцарту, Шуберту, Сальери - это искусство, да притом великое, это нечто живое, что живет и продолжит жить еще многие сотни лет, несмотря на то, что автора уже давно нет с нами. Его имя хоть раз, но слышал каждый. Это действительно о многом говорит. Это величие, это признание. Я же лично жалею о том, что в сериале недостаток смычкового инструмента, самого пронзительного в мире. В общем - за музыкальное сопровождение однозначно плюс.
- Инструмент. То, как изображены пианино в этом сериале - это действительно впечатляет. Удивляют не только кадры внешнего вида, но и непосредственно самой работы молоточков, отзывчивость струн, блики, тени. Шикарно и очень живо, реалистично. Уж не знаю, 3D графика использована, или православная рисовка, да и какая разница, если выглядит захватывающе? Сюда же, пожалуй, добавлю поведение главных героев во время игры на музыкальных инструментах. Это не кадры ради кадров, это очень детализированное зрелище.
- Несмотря на то, что сериал очень растянут, тягуч, как мазут - но его, наверное, стоит посмотреть ради всего пары серий, во время создания которых, видимо, у авторов проснулась муза, да еще и навернула пару-тройку кружек крепкого кофе. Разумеется, речь о последней, где неимоверно чувственно, драматично и ярко передана вечная разлука. Просто потрясающие кадры без преувеличения, которые выдаются не в лоб, с застывшей линией кардиомонитора и слезами с криками, а мягко, в виде образа, исчезающего в лепестках сакуры, все это в невербальном виде и крайне емко. Сюжет и развязка понятна, ты ждешь исход, ты знаешь его, но его реализация впечатляет. Вряд ли получится описать словами, это нужно видеть. Это реально круто, мощно и трогательно. Ну и арка о маме главного героя, которую многие могут посчитать поехавшей и психически нездоровой. Если б она была рассказана короче - то цены бы ей не было, однако финал данного ответвления так же прекрасен и достаточно полно описывает как прошлые флешбеки Косэя, так и общий смысл отношений "мать - ребенок" тогда, когда, наконец, осознаешь, что такое время и как больно, когда его у тебя больше нет.
- Цубаки. Отчасти второстепенный персонаж, которого, к счастью, будет не мало. Мне кажется, что именно она получилась идеально, ее действия поддаются логике, она ярко, по-женски испытывает различные эмоции и так же с ними борется, порой пряча их внутри, ее чаяния искренни и именно она вызывает большее сострадание и переживание. Да и вообще она милаха.
Кто-то подумает, прочитав вышеописанное, что и смотреть то не стоит. А те, кто смотрел - что автор не шарит и несет чушь. Со второй частью даже спорить не буду и вы, скорее всего, на стороне правды, но попробую объяснить свою позицию: я открывал данный тайтл в расчете, что это будет если не шедевром, то хотя бы тем, что пусть частично, но утолит мои желания и предвосхищения, которых я требую от драмы в чистом виде, а именно так себя позиционирует «Апрельская ложь». Да еще и концовка не самая радужная, такое вообще редко встретишь, это, казалось, вот прям мое. Все указывало, что просмотр окончится комом в горле и чувством подавленности, эмоциями, которые прячешь поглубже, чтобы не выглядеть побитой собакой на людях. И да, оно, в той или иной мере - имелось. Но далеко не в том масштабе, и чтобы до него дойти - необходимо действительно пересилить себя, мириться с тем, что отчаянно не нравится и ждать. Ждать и верить. На протяжении львиной доли сериала - у меня было чувство, что меня обманули: романтическая линия не раскрыта, сама завязка чувств, объясненная в конце - какая-то куцая и мелкая, продолжения оной практически нет, главные вещи настолько мимолетны, что акцент делается совсем на другом. Да и сам финал, как писал ранее - с большой вероятностью ясен. Можно сколько угодно говорить о передаче чувств и эмоций музыкой, о потаенном смысле, оправдывать действия Каори лишь стремлением подтолкнуть главного героя к цели, но так как это, по сути - философия, то в этот раз не будем ее трогать и каждый сам найдет ответы на вопросы.
Я не скажу, что сериал плохой, ни в коем случае. Он хороший, наверное. Просто не оправдал моих ожиданий, которые, возможно, были изначально завышены. Очень много того, что меня раздражало, очень мало того, что я предпочитаю видеть и чувствовать. При этом - тут достаточно и хорошего, да даже шедеврального. Амбивалентно, в общем. И давайте помнить о таком магическом термине, как восприятие.
О музыке уже, вроде, поговорили, она прекрасна, а мне, вдобавок, как обычному работяге, который в консерватории не бывал - еще и первый опенинг понравился, именно мелодия, а не видеоряд, он там зауряден. Рисовка - достойная. Шикарной ее не назвать, мне показалось, что можно было добавить плавности картинке, но на кадрах в секунду явно сэкономили. Живые "задники", умеренное внимание повседневным деталям и максимальное - ключевым, разве что цвета чересчур яркие, как по мне. Правда, по экрану то и дело что-то летает, то лепестки, то снежинки, то блики, но с этим можно смириться. Извините, но у меня еще немного дегтя осталось, потому добавлю его и сюда - лица персонажей мне не понравились. Видна попытка сделать акцент на глазах, на их выразительности - но выглядят они неестественно по итогу. И вот эти женские губы, хм. Это, конечно, на любителя, но я такое в принципе редко встречаю и от того, видимо, впечатления двоякие: с одной стороны - придается реалистичность и некая женственность, но, во-первых, они не особо гармонично выглядят на лицах, по сути - детей, а во вторых - добавляют какой-то вульгарности, "бабоватости" что ли. И особенно это заметно именно на Каори почему-то. В некоторых моментах ее лицо замирает, пытаясь передать ту или иную эмоцию, но эти вареники внезапно сползают на бок и застывают, создавая впечатление, что ее одномоментно то ли парализовало, то ли защемило лицевой нерв. Ну вот даже на нижней картинке там что-то не так.
У меня тут, по итогу - 6\10, но за каждую шедевральную серию - накидываю по половине балла.
Как обычно - спасибо, что вытерпели мою писанину и дошли до конца!
И за внимание, тоже спасибо :)
Комментарии